Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Обеспечение экологической безопасности

 Обеспечение экологической безопасности
в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы

В соответствии с Федеральными законами от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлениями администрации района от 05.08.2013 № 1663 «О муниципальных программах Нижневартовского района», от 18.09.2013 № 1946 «Об утверждении Перечня муниципальных программ района на 2014–2020 годы», с целью улучшения экологической ситуации на территории района постановлением администрации района от 27.11.2013 № 2506 утверждена муниципальная программа «Обеспечение экологической безопасности в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы».

Паспорт
муниципальной программы «Обеспечение
экологической безопасности в Нижневартовском районе
на 2014–2020 годы»
(далее – муниципальная программа)

Наименование муниципальной программы

 

«Обеспечение экологической безопасности в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы»

 

 

 

Ответственный исполнитель муниципальной программы

 

управление экологии и природопользования администрации района

 

 

 

Соисполнители муниципальной программы

 

отдел жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации района;
управление культуры администрации района;
управление образования и молодежной политики администрации района;
муниципальное бюджетное учреждение Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами»;
муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района;
администрация городского поселения Новоаганск (по согласованию);
администрация сельского поселения Вата (по согласованию)

 

 

 

Цели муниципальной программы

 

сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущих поколений

 

 

 

Задачи муниципальной программы

 

снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты

 

 

 

Подпрограммы или основные мероприятия

 

нет

Целевые показатели муниципальной программы (показатели непосредственных результатов)

 

увеличение количества проведения природоохранных, эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий − с 305 единиц до 345 единиц;
увеличение количества выходов в эфир телевизионных передач, репортажей, видеороликов − с 23 единиц до 39 единиц;
увеличение количества выпуска печатных изданий и публикаций в средствах массовой информации − с 19 единиц до 24 единиц;
увеличение количества ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами − с 28 единиц до 31 единицы;
количество оборудованных площадок временного размещения твердых бытовых отходов − с 0 единиц до 4 единиц;
количество построенных полигонов строительных отходов и древесины − с 0 единиц до 1 единицы

 

 

 

Сроки реализации муниципальной программы

 

2014–2020 годы

 

 

 

Финансовое обеспечение муниципальной программы

 

объемы финансирования муниципальной программы на 2014–2020 годы могут подлежать корректировке в течение финансового года, исходя из возможностей бюджета района, путем уточнения по сумме и мероприятиям

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы (показатели конечных результатов)

 

увеличение доли ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами − с 90 процентов до 100 процентов от общего количества выявленных мест захламления отходами;
увеличение доли населения, вовлеченного в экологические мероприятия, от общего числа жителей района − с 22 процентов до 36 процентов.

I. Краткая характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития Нижневартовского района

Предметом особого внимания государства является регулирование отношений в области использования и охраны природных ресурсов и окружающей среды, которые представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизни и деятельности для нынешних и будущих поколений.
Нижневартовский район, обладая развитой производственной деятельностью предприятий по нефтедобыче и обслуживанию нефтепромыслов, производству электроэнергии, нефтегазоперерабатывающей, а также лесной и деревообрабатывающей промышленности, является одним из наиболее развитых и динамично развивающихся промышленных регионов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В пределах населенных пунктов Нижневартовского района основными источниками воздействия на землю являются:
несанкционированное размещение бытовых и производственных отходов, захламление и загрязнение земель;
сброс на рельеф неочищенных жидких бытовых отходов;
незаконная порубка и повреждение леса;
лесные пожары, основной причиной возникновения которых являются неосторожное обращение населения с огнем и сухие грозы, наносят значимый ущерб лесному фонду района.
В результате хозяйственной и иной деятельности оказывается воздействие на водные ресурсы, которое заключается:
в загрязнении и захламлении берегов и водосборов водных объектов;
в загрязнении водотоков;
в сбросе сточных вод в водотоки, подземные горизонты или на водосборные площади водотоков.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
В Нижневартовском районе уделяется пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности. Для успешного построения и эффективного функционирования системы обращения с отходами требуется совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами, которая обеспечит достаточные условия для создания организованного, управляемого механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения экологически безопасного уровня обращения с отходами и качества жизни населения.
Управление охраной окружающей среды и природопользованием основывается на достоверной и своевременной информации о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды. Механизмом, обеспечивающим все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, является мониторинг окружающей среды. Главная цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий.
Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития района.
Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей предприятий, учреждений и организаций района. Поэтому на территории района активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.
Обеспечение экологической безопасности на местном уровне предполагает проведение комплекса организационных и хозяйственных мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды, снижение техногенной и антропогенной нагрузок на нее, совершенствование механизмов управления в сфере охраны окружающей среды, повышение экологической культуры населения.

II. Цели, задачи и показатели их достижения

Целью муниципальной программы является сохранение благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия в интересах настоящего и будущих поколений.
Достижение цели муниципальной программы будет обеспечено путем решения следующей задачи:
снижение уровня негативного воздействия факторов техногенного и природного характера на окружающую среду и ее компоненты.
Целевыми показателями, характеризующими результаты реализации муниципальной программы, служат:
увеличение количества проведения природоохранных, эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий, единиц;
увеличение количества выходов в эфир телевизионных передач, репортажей, видеороликов, единиц;
увеличение количества выпусков печатных изданий и публикаций в средствах массовой информации, единиц;
увеличение количества ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами, единиц;
количество оборудованных площадок временного размещения твердых бытовых отходов, единиц;
количество построенных полигонов строительных отходов и древесины, единиц.
Система показателей, характеризующих итоги реализации муниципальной программы, представлена в приложении 2 к муниципальной программе.
Значения целевых показателей муниципальной программы определяются по следующей методике:
показатель «Количество проведенных природоохранных, эколого-просветительских и эколого-образовательных мероприятий» рассчитывается исходя из фактически проведенных мероприятий;
показатель «Количество выходов в эфир телевизионных передач, репортажей, видеороликов» рассчитывается исходя из фактически транслируемых телевизионных передач, репортажей, видеороликов;
показатель «Количество выпущенных печатных изданий и публикаций в средствах массовой информации» рассчитывается исходя из фактически выпущенных печатных средств массовой информации;
показатель «Количество ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами» рассчитывается исходя из фактически ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами;
показатель конечного результата «Доля ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами» отражает отношение количества ликвидированных и рекультивированных мест захламления отходами к общему количеству выявленных мест захламления отходами, рассчитывается по формуле:
А/Б x 100%, где:
А – количество ликвидированных и рекультивированных за отчетный год мест захламления отходами;
Б – общее количество выявленных мест захламления отходами;
показатель конечного результата «Доля населения, вовлеченного в экологические мероприятия» отражает отношение численности населения, принявшего участие в экологических мероприятиях, к общей численности жителей района рассчитывается по формуле:
В/Г x 100%, где:
В – численность населения, принявшего участие в экологических мероприятиях, проведенных на территории района за отчетный год;
Г – общее число жителей района.
Состав целевых показателей муниципальной программы определен, исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Реализация муниципальной программы окажет существенное влияние на достижение целей региональной политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обеспечит предотвращение вреда природной среде и жизненно важным интересам населения.

III. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы

В рамках муниципальной программы предусматривается реализация основных мероприятий для решения поставленной задачи:
Основное мероприятие 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района».
Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на создание нового уровня отношений человека с природой и успешное привлечение населения к природоохранной деятельности:
обеспечение информирования населения через средства массовой информации (печатные издания, телевидение и радио);
информационно-издательская деятельность;
организация и проведение экологических и природоохранных мероприятий (в том числе конкурсов);
развитие экологического движения и центров экологического просвещения;
подготовка и проведение международной экологической акции «Спасти и сохранить».
Реализация мероприятий создаст условия воздействия на общественное сознание и повышение уровня экологической культуры населения и опосредованным образом повлияет на улучшение качества природной среды.
Основное мероприятие 1.2. «Развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами».
Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на разработку и принятие нормативных правовых актов администрации района в области обращения с отходами, осуществление контроля за их исполнением и постоянное совершенствование нормативной правовой базы в области обращения с отходами с целью корректировки и исключения устаревших норм и создание интегрированной системы мониторинга по обращению с отходами:
разработка и принятие нормативных правовых актов администрации района в области обращения с отходами;
разработка и принятие порядка внедрения и организации селективного сбора отходов.
Основное мероприятие 1.3. «Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления».
Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на восстановление нарушенного отходами производства и потребления состояния земель:
организация мероприятий по благоустройству, санитарной очистке и озеленению территории района;
организация мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов и предотвращению их образования;
мероприятия по сотрудничеству с организациями всех форм собственности в сфере санитарного содержания территории района;
рекультивация несанкционированных участков сброса жидких коммунальных отходов в населенных пунктах района.
Реализация мероприятий по основным мероприятиям 1.2. и 1.3. обеспечит необходимые и достаточные условия для создания организованного, управляемого муниципального механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения экологически безопасного уровня обращения с отходами и качества жизни населения, а также сформирует современные экономические механизмы, стимулирующие снижение объемов образования отходов.
Основное мероприятие 1.4. «Организация и проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на территории района».
Данное направление включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование комплексной системы наблюдений за состоянием окружающей среды, оценку и прогноз изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, формирование единого информационного пространства и обеспечение доступности для населения информации о реализации экологической политики, состоянии окружающей среды:
сбор, анализ и обработка данных о состоянии окружающей среды;
организация учета и мониторинга обращения с отходами на территории района;
инвентаризация несанкционированных свалок в населенных пунктах района;
ведение базы данных по техногенной нагрузке и рациональному использованию природных ресурсов недропользователями;
ведение реестра некатегорийных отказов трубопроводов.
Реализация мероприятий позволит своевременно выявлять экологические угрозы окружающей среде, повысит качество управленческих решений в сфере охраны окружающей среды.
Основное мероприятие 1.5. «Строительство объектов для размещения отходов».
Данное направление включает в себя реализацию мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды:
строительство площадок временного хранения твердых бытовых отходов в малых населенных пунктах;
ввод полигона твердых бытовых отходов в с. Покур Нижневартовского района в эксплуатацию;
проектирование и строительство полигона строительных отходов и древесины в п. Ваховске;
проектирование и строительство межпоселенческого полигона отходов строительства и ремонта, твердых коммунальных отходов в городском поселении Новоаганск;
устройство карт складирования твердых коммунальных отходов на полигонах твердых бытовых отходов.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать снижению уровня негативного воздействия на окружающую среду, улучшению экологических условий для проживания населения района.
Перечень программных мероприятий муниципальной программы приведен в приложении 1 к муниципальной программе.

IV. Механизм реализации муниципальной программы

Муниципальная программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере охраны окружающей среды.
Механизм реализации муниципальной программы включает следующие элементы:
разработку и принятие правовых актов, необходимых для выполнения муниципальной программы;
ежегодную подготовку и уточнение перечня основных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат на реализацию основных мероприятий;
совершенствование организационной структуры управления муниципальной программы с четким определением состава, функций, механизмов, координации действий исполнителей и соисполнителей мероприятий муниципальной программы;
передачу при необходимости части функций ответственного исполнителя соисполнителям и подведомственным учреждениям (организациям), которым ответственный исполнитель может передавать в установленном порядке выполнение части своих функций;
размещение в средствах массовой информации и на официальном веб-сайте администрации района информации о ходе и результатах реализации муниципальной программы, финансировании основных мероприятий.
Управление и контроль за реализацией муниципальной программы осуществляет ответственный исполнитель муниципальной программы – управление экологии и природопользования администрации района.
Начальник управления экологии и природопользования администрации района является руководителем муниципальной программы.
Ответственный исполнитель муниципальной программы реализуют свои функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальными правовыми актами района.
Ответственный исполнитель муниципальной программы контролируети координирует выполнение основных мероприятий, обеспечивает при необходимости их корректировку; координирует деятельность муниципальных заказчиков по реализации основных мероприятий муниципальной программы; осуществляет мониторинг и оценку результативности мероприятий; участвует  в разрешении спорных или конфликтных ситуаций, связанных с реализацией муниципальной программы.
Ответственный исполнитель муниципальной программы обеспечивает взаимодействие всех соисполнителей муниципальной программы в ходе ее реализации, разрабатывает нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, контролирует целевое использование выделенных денежных средств и выполнение основных мероприятий соисполнителями муниципальной программы.
Взаимодействие соисполнителей муниципальной программы:
отдел жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и строительства администрации района осуществляет координацию действий коммунальных служб района, обеспечивает внедрение новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую среду;
управление образования и молодежной политики администрации района организует дополнительное экологическое образование в общеобразовательных и дошкольных учреждениях района, осуществляет воспитание у молодого поколения бережного отношения к природе, привлекает молодежь к решению экологических проблем, организует и развивает молодежные экологические движения, вовлекает молодежными движениями взрослое население в решение выявленных экологических проблем, проводит субботники, трудовые десанты;
управление культуры администрации района организует мероприятия эколого-художественного направления (кинолектории, конкурсы, выставки, викторины, спектакли, театрализации, культурно-массовые мероприятия);
муниципальное бюджетное учреждение Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» осуществляет формирование земельных участков под строительство или реконструкцию объектов размещения и переработки отходов, в том числе площадок временного накопления отходов;
муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района» организует и координирует проектирование и строительство объектов размещения (утилизации) отходов производства и потребления, выполнение работ по рекультивации несанкционированных участков сброса жидких коммунальных отходов в населенных пунктах района;
администрация городского поселения Новоаганск способствует развитию системы экологического образования, просвещения и формированию экологической культуры населения на территории района;
администрация сельского поселения Вата способствует развитию системы экологического образования, просвещения и формированию экологической культуры населения на территории района.
Ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы осуществляют организацию работы и выполнение мероприятий, предусмотренных муниципальной программой (приложение 1 к муниципальной программе), в полном объеме, качественно и в срок.
Ответственный исполнитель и соисполнители муниципальной программы несут ответственность за качественное и своевременное выполнение, рациональное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию муниципальной программы.
Реализация мероприятий муниципальной программы осуществляется на основе муниципальных контрактов, договоров на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для муниципальных нужд, заключаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Мероприятия 1.1.1., 1.1.34. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района», 1.3.4. основного мероприятия 1.3. «Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления» реализуются управлением экологии и природопользования администрации района за счет средств бюджета района согласно заключенным муниципальным контрактам.
Мероприятия 1.1.2., 1.1.9. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района» реализуются администрацией района (управлением культуры администрации района) за счет средств бюджета района путем заключения с администрацией городского поселения Новоаганск соглашения о сотрудничестве в сфере реализации муниципальной программы «Обеспечение экологической безопасности в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы».
Мероприятие 1.1.19. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района» реализуется управлением экологии и природопользования администрации района за счет средств бюджета района согласно ежегодно утвержденному постановлению администрации района.
Мероприятие 1.1.35. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района» реализуются администрацией района (управлением культуры администрации района) за счет средств бюджета района путем заключения с администрацией сельского поселения Вата соглашения о сотрудничестве в сфере реализации муниципальной программы «Обеспечение экологической безопасности в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы».
Мероприятия 1.1.3.–1.1.8., 1.1.10.–1.1.18., 1.1.20.–1.1.23., 1.1.25.–1.1.32., 1.1.35. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района» реализуются управлением образования и молодежной политики администрации района, управлением культуры администрации района за счет средств бюджета района путем заключения с муниципальными учреждениями района соглашений о порядке и условиях предоставления субсидий на иные цели.
Мероприятия 1.5.1.–1.5.7. основного мероприятия 1.5. «Строительство объектов для размещения отходов» реализуются муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства по застройке Нижневартовского района» за счет средств бюджета района согласно заключенным муниципальным контрактам.
Мероприятия 1.1.24., 1.1.33. основного мероприятия 1.1. «Развитие системы экологического образования, просвещения и формирование экологической культуры населения на территории района»; 1.2.1.–1.2.2. основного мероприятия 1.2. «Развитие и совершенствование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами»; 1.3.1.–1.3.3. основного мероприятия 1.3. «Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления»; 1.4.1.–1.4.5. основного мероприятия 1.4. «Организация и проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды на территории района» направлены на достижение целей муниципальной программы и реализуются без привлечения дополнительных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных сметой расходов на исполнение возложенных полномочий.
Ответственный исполнитель муниципальной программы направляет в комитет экономики администрации района отчет о ходе исполнения графика реализации муниципальной программы (сетевой график) (далее – отчет).
Отчет представляется в следующие сроки:
ежемесячно, до 5-го числа каждого месяца, следующего за отчетным, на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя, согласованный с департаментом финансов администрации района по общим объемам финансирования, и ответственный исполнитель размещает отчет на официальном веб-сайте администрации района;
ежегодно, до 25-го января года, следующего за отчетным годом, на бумажном и электронном носителях за подписью руководителя, согласованный  с департаментом финансов администрации района по общим объемам финансирования.
Для обеспечения контроля и анализа хода реализации муниципальной программы ответственный исполнитель муниципальной программы ежегодно в порядке, установленном законодательством, согласовывает с комитетом экономики администрации района уточненные показатели эффективности выполнения мероприятий муниципальной программы на соответствующий год.
Контроль за исполнением муниципальной программы осуществляет глава администрации района.


«Обеспечение экологической безопасности в Нижневартовском районе на 2014–2020 годы»