Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Этнообразование

На основании поручения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработана Концепция по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

20 мая 2015 года в Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры прошло заседание рабочей группы по обсуждению проекта Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Проект Концепции подготовлен центром этнообразования АУ "Институт развития образования". В рабочую группу вошли представители следующих образовательных организаций: средняя общеобразовательная школа д. Согом, Детский этнокультурно-образовательный центр "Лылынг союм", Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж, Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, Институт развития образования, Институт народов Севера Югорского государственного университета.

Ознакомиться с концепцией

Реализация мероприятий, направленных на сохранение, изучение и развитие языков коренных малочисленных народов Севера

В районе сохранена сеть образовательных учреждений, функционирующих в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, (с.Корлики, с. Ларьяк, с. Охтеурье, с. Варьеган, п.Аган, д. Сосновый Бор, д. Чехломей), где реализуются программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования. Это позволяет сохранить этнокультурную составляющую образования через дошкольное, общее, дополнительное образование детей. В образовательных учреждениях Нижневартовского района обучается 3799 школьников, из них 502 обучающихся являются лицами коренных малочисленных народов Севера (13,3%). (441 - ханты, 7 - манси и 54 – лесные ненцы). Количество воспитанников дошкольной ступени коренной национальности составляет 246 человек (218 - ханты, 2 - манси и 26 – лесные ненцы).

В 4-х образовательных учреждениях «Корликовская общеобразовательная средняя школа», «Чехломеевская общеобразовательная основная школа», «Охтеурская общеобразовательная средняя школа», «Варьеганская общеобразовательная средняя школа») имеются интернаты, в которых проживает 65 детей, Все они является представителями коренных народов Севера. В 2008 году внесены изменения в Положение об интернате при школе: в интернат при школе принимаются, в первую очередь, дети коренных малочисленных народов Севера, также может быть оформлено временное проживание на период сбора дикоросов.

Управлением образования и молодежной политики администрации района проводятся мероприятия, способствующие сохранению, изучению и развитию языков коренных малочисленных народов Севера:

издан план мероприятий:

по реализации Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории района;

по расширению сферы применения родного языка коренных малочисленных народов Севера в муниципальном образовании Нижневартовский район;

организовано обучение детей родному языку коренных малочисленных народов Севера на дошкольной ступени муниципальных образовательных учреждений района, расположенных в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера: «Корликовская общеобразовательная средняя школа», «Чехломеевская общеобразовательная основная школа», «Ларьякская общеобразовательная средняя школа», «Сосновоборская общеобразовательная начальная школа – детский сад», Варьеганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Олененок».

Сохранение, изучение и развитие языков коренных малочисленных народов Севера осуществляется через:

изучение родных языков и литературы в рамках учебного плана;

дополнительное образование детей;

предпрофильная подготовка и профильное обучение;

взаимодействие с центром национальных промыслов и ремесел, музеями (Музей-мастерская «Вертэ Кат» с. Корлики, «Этнографический парк-музей с.Варьёган»).

Родной язык (хантыйский, ненецкий) изучают 309 учащихся (2014 – 234) в 6 муниципальных общеобразовательных учреждениях (в рамках учебного плана – 145 человек, внеурочной деятельности – 95, факультативно – 69).

В рамках учебного плана за счёт часов школьного компонента в учреждениях, кроме предметов родной язык, литература, реализуются предметы, отражающие специфику региона: история, экология и география Ханты-Мансийского автономного округа, культура народов Севера, искусство и культура родного края, интегрированные программы (с включением этнокультурного компонента), технология, изобразительное искусство, физическая культура «Национальные виды спорта».

В целях сохранения культуры, языков, традиций коренных малочисленных народов Севера, выделены часы на занятия с детьми дошкольного возраста.

Воспитательная работа строится на основе народного календаря, главные вехи которого составляют народные праздники (традиционные и современные). Учащиеся школ участвуют в районных и поселковых мероприятиях: «Фестиваль родов», «День прилета Серой вороны», «Праздник обласа», «День оленевода-охотника», «День села», «Югра – наш общий дом».

Изучение учащимися школ родных языков коренных народов Севера подкрепляется освоением традиционных промыслов на учебно-промысловых базах образовательных учреждений: охотоведение, рыболовство (Ларьяк, Охтеурье, Корлики, Варьеган, Аган).

В целях сохранения языков и культуры народов Севера учителя родного языка района разрабатывают учебники и пособия.

В 2014 году издано 5 пособий, для учащихся 1-5 классов. Пособия содержат занимательные задания, упражнения для детей, не владеющих ненецким языком. В Аганской средней школе велась инновационная работа по теме «Создание учебно-методического комплекта по предмету «Культура народов Севера». Подготовлены и распространены среди школ района пособия по теме «Культура обско-угорских народов» для 5 – 7 классов. Материал способствует формированию грамматически правильный речи, учит самостоятельно составлять рассказ, отвечать на вопросы, выявит типичные ошибки и позволит своевременно их устранить.

2 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждения района «Аганская общеобразовательная средняя школа», Варьеганская общеобразовательная средняя школа» имеют статус муниципальных инновационных площадок по темам «Создание учебно-методического комплекта по предмету «Культура народов Севера», «Общеобразовательное учреждение с этнокультурной составляющей – центр формирования социально-трудовых компетенций обучающихся».

В рамках дополнительного образования детей и предпрофильной подготовки для учащихся 9 класса в муниципальных образовательных учреждениях, осуществляется изучение традиционных декоративно-прикладных промыслов коренных народов Севера.