Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

О работе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на территории Нижневартовского района

В соответствии с приказом управления образования и молодежной политики администрации района № 264 от 17.07.2017  «О создании центров  психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи на территории района», на базе МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 1», МБОУ «Новоаганская ОСШ № 1» созданы центры психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи, которые используют в своей деятельности следующую нормативно – правовую документацию:
1. Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 №68-оз"Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (в редакции от 24.09.2020).
2.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.09.2013 №359-п
(ред. от 07.07.2017)"О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
3. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 04.05.2016 г. №703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
4. Приказ департамента образования администрации города от 11.09.2017 №496 "О создании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях".
5. Приказ департамента образования администрации города от 03.09.2018 №524 "Об обеспечении функционирования центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
В структуру службы сопровождения ППМС входят все субъекты образовательной деятельности – администрация,  специалисты службы (по приказу), педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
Служба сопровождения – это команда специалистов: педагогов — психологов, дефектологов, логопедов, учителей, социальных педагогов, медицинского  работника, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой.
За период 2019/2020, 2020/2021 учебного  года специалистами ППМС центра МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 1» была проведена следующая работа:
1.Психолого-педагогической диагностика для раннего выявления различного рода  помощи и проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления:
- эмоциональное отношение к учебным предметам, школе  (326 чел.);
- скрининг психического здоровья  обучающихся  (165 чел.);
- самооценка стрессоустойчивости  личности  ( 438 чел.);
- определение уровня тревожности  (673 чел.);
- особенности межличностного взаимодействия  (356 чел.);
- социально-психологического тестирование учащихся в возрасте 13-18 лет на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (301 чел).
- анкетирование по теме «Безопасно ли тебе в школе?» (785 чел).
2.Консультативная работа в индивидуальной и групповой формах с обучающимися, их родителям (законным представителям):
- на снижение поведенческих рисков и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (18 чел.).
- «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка» (35 чел.).
- «Особенности перехода школьников в среднюю школу» (29 чел.).
- «Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам» (17 чел).
- «Подросток в вашей семье» (38 чел.).
- «Правила, которые помогут жить в мире с подростком» (16 чел.).
- «Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение» (19 чел.).
- «Правовая ответственность несовершеннолетних» (16 чел.)
- «Как защитить детей от вредных привычек» (51 чел).
3. Оказание помощи ребёнку (подростку), оказавшемуся в кризисной ситуации по разрешению, преодолению его проблем (12 чел).
4. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска».
5. Занятия  в разнообразных формах индивидуального сопровождения на этапе выбора профиля.
 6. Занятия по выбору  профессионального самоопределения выпускников  (25 чел.).
 Основные направления работы специалистов школы:
- Помощь в выборе образовательного маршрута.
- Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
- Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
- Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.
- Сопровождение социально уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем.
- Выявление и сопровождение  обучающихся «группы риска».
- Профилактика социально-эмоциональных проблем  обучающихся «Здоровье и здоровый образ жизни».
- Обучение по индивидуальным планам (сопровождение  обучающихся с проблемами в развитии).
       Количество детей, прошедших индивидуальное полное обследование специалистов ТПМПК и получивших рекомендации по выбору или изменению образовательного маршрута является стабильно высоким:
В 2017 – 2018 учебном году было  проведено 15 заседаний,  на ТПМПК 54 обучающихся.
В 2018 – 2019 учебном году было  проведено 15 заседаний, на ТПМПК 74 обучающихся.
В 2019 – 2020 учебном году было  проведено 16 заседаний,  на ТПМПК 45 обучающихся.
В 2020 – 2021 учебном году было  проведено 9 заседаний, на котором  количество детей на ТПМПК 36 обучающихся.
После ТПМПК специалистами  ППМС центра  проводится индивидуальная  консультативная  работа с родителями по  корректировке рабочих учебных программ, в соответствии с меняющейся ситуацией по необходимости помощи обучающимся с особенными проблемами.
  В состав Центра на базе МБОУ «Новоаганская ОСШ № 1» входят 6 специалистов:
- педагог-психолог – 1 чел.;
- социальный педагог – 1 чел.;
- учитель-логопед – 1 чел.;
- иные специалисты – 2 человека.
 Основные направления работы специалистов школы:
- Помощь в выборе образовательного маршрута.
- Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
- Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
- Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.
- Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем.
- Выявление и сопровождение обучающихся «группы риска».
- Профилактика социально-эмоциональных проблем обучающихся «Здоровье и здоровый образ жизни».
- Обучение по индивидуальным планам (сопровождение обучающихся с проблемами в развитии).
    Специалистами ППМС центра проведена следующая работа:

Проводимая работа

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

психолого-педагогическое консультирование по запросу родителей (законных представителей)

Индивидуальные консультации:
12 родителей/12 обучающихся

Индивидуальные консультации:
17 родителей/17 обучающихся

тематические консультации

«Компьютер - друг или враг»
«Как сделать безопасное селфи»
«Подросток и закон»
«Моя безопасность в школе и дома»
«Медиабезопасность школьников»
«Мой безопасный мир»
«Правовой компас» и другие.

Профилактика употребления наркотических веществ,
Профилактика табакокурения,
Профилактика употребления алкогольных напитков,
Профилактика суицидов, суицидального поведения (аутодеструктивного) и суицидальной настроенности,
ЗОЖ,
Безопасный интернет,
Как избежать конфликтов
Правила личной безопасности.

Проведение групповых диагностических обследований

- психологическая диагностика учащихся 1-ых классов, контроль процесса социально-психологической адаптации первоклассников к школе – 39 человек;
- уровень сформированности познавательных процессов у учащихся 1-х классов, готовность к обучению в школе – 39 человек;
- психодиагностика учащихся 4-ых классов, с целью определения уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учебной деятельности, эмоционального отношения к школе – 42 человека;     
- психодиагностика учащихся 5-ых классов, с целью определения уровня социально-психологической адаптации, связанной с переходом на следующую ступень развития, в основную школу – 38 человек;
- психодиагностика учащихся 9-ых, 10-х классов с целью выявления уровня
сформированности профессионального и личностного самоопределения подростков, актуализация и активизация процесса самоориентирования – 63 человека;
- логопедическая диагностика учащихся начальной школы, исследование письменной речи учащихся – 143 человека.

-психологическая диагностика учащихся 1-х классов, контроль процесса социально-психологической адаптации, первоклассников к школе – 37 человек;
-уровень сформированности познавательных процессов у учащихся 1-х классов, готовность к обучению в школе – 37 человек;
-психодиагностика учащихся 4-ых классов, с целью определения уровня сформированности регуляторно-когнитивной структуры построения учебной
деятельности, эмоционального отношения к школе – 21 человек;
-психодиагностика учащихся 5-ых классов с целью определения уровня социально-психологической адаптации, связанной с переходом на следующую ступень развития, в основную школу – 42 человека;
- психодиагностика учащихся 9-х, 10-х классов с целью выявления уровня сформированности профессионального и личностного самоопределения подростков, актуализация и активизация процесса самоориентирования – 53 человека;
-логопедическая диагностика учащихся начальной школы, исследование письменной речи учащихся – 135 человек.

Дополнительные диагностические обследования учащихся

- эмоциональное отношение к учебным предметам, школе - 126 чел.
- самооценка стрессоустойчивости личности - 219 чел.
- определение уровня тревожности - 213 чел.
- особенности межличностного взаимодействия - 148 чел.

-самооценка стрессоустойчивости личности - 229 чел.
- школьная и учебная мотивация - 229 чел.
- определение уровня тревожности - 273 чел.
-  агрессивность – 273 чел.
-  социометрия – 221 чел.
- эмоциональное отношение к учебным предметам, школе - 166 чел.
- Выявление суицидального риска – 101 чел.
- Диагностика детско-родительских отношений – 10 чел.
- Проведение психологической диагностики «Комфортность проживания несовершеннолетних в семье» - 279 чел.
- Познавательные и когнитивные процессы – 46 чел.
-Диагностика характерологических особенностей  и отклоняющегося поведения – 134 чел.
14. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ – 179 чел.

Участие специалистов в мероприятиях

Родительские собрания:
- «Общение родителей и детей как условие успеха воспитания" – 19 человек.
- «Развитие стрессоустойчивости», «Помощь родителей при подготовке к экзаменам» - 39 человек.
Круглый стол с родителями: «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей» - 16 человек.
Семинар по преемственности между ДОУ и ОУ – 4 человека.

Родительские собрания:
- «Первый раз в пятый класс» – 24 человека.
- «Развитие стрессоустойчивости», «Помощь родителей при подготовке к экзаменам» - 48 человек.
Круглый стол с родителями: «Дети с нарушением общения» - 19 человек.
Семинар по преемственности между ДОУ и ОУ – 4 человека.

Памятки, буклеты

Жестокое обращение с детьми
Как сохранить психологическое здоровье детей
Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам
Как защитить детей от вредных привычек

Профилактика употребления наркотических веществ.
Профилактика табакокурения.
Профилактика употребления алкогольных напитков.
Профилактика суицидов, суицидального поведения (аутодеструктивного) и суицидальной настроенности.
Профилактика ЗОЖ.
Безопасный интернет.
Как избежать конфликтов.
Правила личной безопасности.

Количество детей, прошедших обследование специалистов ТПМПК и получивших рекомендации по выбору или изменению образовательного маршрута:
В 2019 – 2020 учебном году было проведено 7 заседаний, на ТПМПК 45 обучающихся.
В 2020 – 2021 учебном году было проведено 8 заседаний, на ТПМПК 36 обучающихся.
По результатам ТПМПК специалистами ППМС центра проводится индивидуальная консультативная работа с родителями по  корректировке рабочих учебных программ для помощи обучающимся с особенными проблемами.


'inseco:9may' is not a component