Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Array
(
    [ID] => 58552
    [~ID] => 58552
    [NAME] => Требования в сфере охраны труда
    [~NAME] => Требования в сфере охраны труда
    [IBLOCK_ID] => 73
    [~IBLOCK_ID] => 73
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => 
    [~DETAIL_TEXT] => 
    [DETAIL_TEXT_TYPE] => text
    [~DETAIL_TEXT_TYPE] => text
    [PREVIEW_TEXT] => Требования в сфере охраны труда:
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.  
Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Наличие служб охраны труда в  организациях
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их исполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
        
Образование специалистов по охране труда в  организациях
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с квалификационным справочником к уровню квалификации руководителей службы охраны труда предъявлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.
К уровню квалификации специалистов по охране труда предъявляются следующие требования:
специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Коллективные договоры в организации.
  Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). В Нижневартовском районе регистрацией коллективных договоров занимается отдел труда администрации района.
Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

Деятельность профсоюзных организаций в  организациях.
В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации является представителем профсоюзного комитета и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», Постановлением Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3  «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза».

Комитеты (комиссии) по охране труда в  организациях.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются, в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Прохождение обязательных медицинских осмотров в организациях.
В соответствии со ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Обучение и инструктаж по охране труда в  организациях.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны: проводить инструктаж по охране труда; организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; организовывать обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Специальная оценка условий труда в организации.
Специальная оценка условий труда - это мероприятия по оценке состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ).
Спецоценка проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
В соответствии с Федеральным законом № 136 от 01.05.2016 вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: если прежде в декларацию вносились только те места, на которых не выявлено вредных и опасных факторов, то теперь порядок составления этого документа изменился. Если специальная оценка условий труда была проведена после 1 мая 2016 года, то в декларацию вносятся и те рабочие места, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми.

Финансирование мероприятий по охране труда в организации.
    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

[~PREVIEW_TEXT] => Требования в сфере охраны труда: Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства. Наличие служб охраны труда в организациях В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их исполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда. Образование специалистов по охране труда в организациях Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с квалификационным справочником к уровню квалификации руководителей службы охраны труда предъявлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет. К уровню квалификации специалистов по охране труда предъявляются следующие требования: специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет. специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года. специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет. Коллективные договоры в организации. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). В Нижневартовском районе регистрацией коллективных договоров занимается отдел труда администрации района. Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). Деятельность профсоюзных организаций в организациях. В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации является представителем профсоюзного комитета и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», Постановлением Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза». Комитеты (комиссии) по охране труда в организациях. Комитеты (комиссии) по охране труда создаются, в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда». Прохождение обязательных медицинских осмотров в организациях. В соответствии со ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Обучение и инструктаж по охране труда в организациях. В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны: проводить инструктаж по охране труда; организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; организовывать обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Специальная оценка условий труда в организации. Специальная оценка условий труда - это мероприятия по оценке состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ). Спецоценка проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н. В соответствии с Федеральным законом № 136 от 01.05.2016 вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: если прежде в декларацию вносились только те места, на которых не выявлено вредных и опасных факторов, то теперь порядок составления этого документа изменился. Если специальная оценка условий труда была проведена после 1 мая 2016 года, то в декларацию вносятся и те рабочие места, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми. Финансирование мероприятий по охране труда в организации. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков». [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 13:13:39 [~TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 13:13:39 [ACTIVE_FROM_X] => 2019-07-03 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2019-07-03 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 03.07.2019 [~ACTIVE_FROM] => 03.07.2019 [LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [~LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=58552 [~DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=58552 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 58552 [~EXTERNAL_ID] => 58552 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_workers [~IBLOCK_CODE] => news_workers [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 03.07.2019 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [FILES_DOC] => Array ( [ID] => 207 [TIMESTAMP_X] => 2017-10-30 16:24:20 [IBLOCK_ID] => 73 [NAME] => Документы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => FILES_DOC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Документы [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 73 [~ID] => 73 [TIMESTAMP_X] => 30.10.2017 16:38:24 [~TIMESTAMP_X] => 30.10.2017 16:38:24 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_workers [~CODE] => news_workers [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Информация для работодателей [~NAME] => Информация для работодателей [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [~LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=#ELEMENT_ID# [~DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=#ELEMENT_ID# [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => nvraion.ru [~SERVER_NAME] => nvraion.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [BROWSER_TITLE] => Требования в сфере охраны труда ) )
03.07.2019

Требования в сфере охраны труда

Требования в сфере охраны труда:
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.  
Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Наличие служб охраны труда в  организациях
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их исполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
        
Образование специалистов по охране труда в  организациях
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с квалификационным справочником к уровню квалификации руководителей службы охраны труда предъявлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.
К уровню квалификации специалистов по охране труда предъявляются следующие требования:
специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Коллективные договоры в организации.
  Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). В Нижневартовском районе регистрацией коллективных договоров занимается отдел труда администрации района.
Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).

Деятельность профсоюзных организаций в  организациях.
В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации является представителем профсоюзного комитета и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», Постановлением Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3  «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза».

Комитеты (комиссии) по охране труда в  организациях.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются, в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».

Прохождение обязательных медицинских осмотров в организациях.
В соответствии со ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Обучение и инструктаж по охране труда в  организациях.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны: проводить инструктаж по охране труда; организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; организовывать обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Специальная оценка условий труда в организации.
Специальная оценка условий труда - это мероприятия по оценке состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ).
Спецоценка проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
В соответствии с Федеральным законом № 136 от 01.05.2016 вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: если прежде в декларацию вносились только те места, на которых не выявлено вредных и опасных факторов, то теперь порядок составления этого документа изменился. Если специальная оценка условий труда была проведена после 1 мая 2016 года, то в декларацию вносятся и те рабочие места, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми.

Финансирование мероприятий по охране труда в организации.
    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».