Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
03.07.2019
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
Наличие служб охраны труда в организациях
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их исполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
Образование специалистов по охране труда в организациях
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с квалификационным справочником к уровню квалификации руководителей службы охраны труда предъявлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.
К уровню квалификации специалистов по охране труда предъявляются следующие требования:
специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
Коллективные договоры в организации.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). В Нижневартовском районе регистрацией коллективных договоров занимается отдел труда администрации района.
Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).
Деятельность профсоюзных организаций в организациях.
В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации является представителем профсоюзного комитета и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», Постановлением Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза».
Комитеты (комиссии) по охране труда в организациях.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются, в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Прохождение обязательных медицинских осмотров в организациях.
В соответствии со ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Обучение и инструктаж по охране труда в организациях.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны: проводить инструктаж по охране труда; организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; организовывать обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Специальная оценка условий труда в организации.
Специальная оценка условий труда - это мероприятия по оценке состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ).
Спецоценка проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
В соответствии с Федеральным законом № 136 от 01.05.2016 вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: если прежде в декларацию вносились только те места, на которых не выявлено вредных и опасных факторов, то теперь порядок составления этого документа изменился. Если специальная оценка условий труда была проведена после 1 мая 2016 года, то в декларацию вносятся и те рабочие места, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми.
Финансирование мероприятий по охране труда в организации.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
Требования в сфере охраны труда
Требования в сфере охраны труда:Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Создание и обеспечение функционирования системы управления охраной труда осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.
Наличие служб охраны труда в организациях
В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их исполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда.
Образование специалистов по охране труда в организациях
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 № 559н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, который вступил в силу с 1 июля 2013 года. В соответствии с квалификационным справочником к уровню квалификации руководителей службы охраны труда предъявлены следующие требования: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 5 лет.
К уровню квалификации специалистов по охране труда предъявляются следующие требования:
специалист по охране труда I категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда II категории не менее 2 лет.
специалист по охране труда II категории: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в должности специалиста по охране труда не менее 1 года.
специалист по охране труда: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда без предъявления требований к стажу работы, либо среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.
Коллективные договоры в организации.
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ).
Коллективный договор должен быть направлен работодателем (его представителем) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду в течение семи дней со дня подписания (ч. 1 ст. 50 ТК РФ). В Нижневартовском районе регистрацией коллективных договоров занимается отдел труда администрации района.
Вступление в силу коллективного договора не зависит от факта его уведомительной регистрации (ч. 2 ст. 50 ТК РФ). Стороны обязаны исполнять условия договора с момента его подписания. Задачей уведомительной регистрации является выявление условий коллективного договора, ухудшающих положение работника по сравнению с нормами трудового законодательства. Такие условия являются недействительными и не подлежат применению (ч. 3 ст. 50 ТК РФ).
Деятельность профсоюзных организаций в организациях.
В соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Уполномоченный по охране труда профсоюзной организации является представителем профсоюзного комитета и осуществляет постоянный контроль за соблюдением работодателем законодательства и иных нормативных актов по охране труда в соответствии с Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 № 30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива», Постановлением Исполкома Федерации Независимых Профсоюзов России от 18.10.2006 № 4-3 «О типовом положении об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза».
Комитеты (комиссии) по охране труда в организациях.
Комитеты (комиссии) по охране труда создаются, в организациях в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказом Минтруда РФ от 24.06.2014 № 412н «Об утверждении типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Прохождение обязательных медицинских осмотров в организациях.
В соответствии со ст. 69, 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).
Обучение и инструктаж по охране труда в организациях.
В соответствии со ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны: проводить инструктаж по охране труда; организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; организовывать обучение методам и приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Специальная оценка условий труда в организации.
Специальная оценка условий труда - это мероприятия по оценке состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ).
Спецоценка проводится в соответствии с методикой, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 N 33н.
В соответствии с Федеральным законом № 136 от 01.05.2016 вступили в силу изменения в ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»: если прежде в декларацию вносились только те места, на которых не выявлено вредных и опасных факторов, то теперь порядок составления этого документа изменился. Если специальная оценка условий труда была проведена после 1 мая 2016 года, то в декларацию вносятся и те рабочие места, на которых условия труда признаны оптимальными или допустимыми.
Финансирование мероприятий по охране труда в организации.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации должно осуществляться работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) в размере не менее 0,2% процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».