Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

10.10.2024

Информация для работодателей, привлекающих иностранных работников, о правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ, а также привлечения иностранной рабочей силы.

Прибыв на территорию России, иностранные граждане обязаны исполнять требования миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе по миграционному учету.
Имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет на территории Ханты-Мансийского автономного округа, без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств, либо лица, не знающие требований действующего законодательства.
Необходимо знать, что такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации.
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
    Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность, в том числе: за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, за нарушение принимающей стороной правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации, за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах и за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Статьей 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимости доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, 16 сентября 2023 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 1511 «Об установлении на 2024 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности».
В качестве дополнительной меры по урегулированию трудовых отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в соответствии с пунктом 6 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1 декабря 2023 г. № 180 установлен на 2024 год запрет на привлечение хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов в следующих видах деятельности:
производство детского питания и диетических пищевых продуктов;
торговля;
розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах;
деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;
деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем;
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки;
деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
образование.
Административная ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности предусмотрена статьёй 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 18.17 КоАП РФ за несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг), установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из данной нормы, объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) юридических лиц, должностных лиц и физических лиц, нарушающие положения федеральных законов, ограничивающих право иностранных граждан и лиц без гражданства заниматься отдельными видами деятельности либо запрещающих им осуществлять данные виды деятельности.
Субъектом указанного правонарушения является работодатель или заказчик работ (услуг).
Согласно статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель – это физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Проведенный анализ сложившейся судебной практики в Российской Федерации показал, что при решении вопроса о правомерности привлечения организации к ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ необходимо исходить из того, осуществлялась ли работодателем деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков и привлекались ли к такой деятельности иностранцы.
Если при государственной регистрации организацией заявлены несколько видов деятельности, в том числе и не позволяющие привлекать и использовать труд иностранцев, но иностранный работник привлечен к работе по другому виду деятельности, на который эти ограничения не распространяются (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2013 № А4155640/ 12), то суды считают привлечение организации к ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ неправомерным.
Однако, если организация осуществляет деятельность только по предоставлению продуктов питания и напитков, и к этой деятельности привлечен иностранный гражданин, в том числе работающий в должности, не связанной с предоставлением питания и напитков (грузчик, разнорабочий), то привлечение организации к ответственности правомерно (Постановления ФАС Московского округа от 21.08.2013 № А4019867/1394191, от 26.11.2012 № А4032351/1217310, Решение Московского городского суда от 26.07.2018 по делу № 78635/2018).
Данный запрет не применяется в отношении граждан государств – членов Евразийского экономического союза, иностранных граждан, прибывших в порядке, требующем получения визы, в том числе квалифицированных и высококвалифицированных специалистов, а также привлекаемых к трудовой деятельности в порядке пункта 4 статьи 13 Федерального закона № 115ФЗ.