Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

служба по контракту


23.10.2026

Основные нарушения трудового законодательства, выявленные Государственной инспекцией труда в ХМАО – Югре при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

В соответствии с п.6 ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Порядок выплаты заработной платы работнику определен ч.6 ст.136 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ).

В Определении Верховного суда РФ от 21.05.2010 N 8-В10-2 сказано, что трудовым законодательством (в частности, положениями ст. ст. 129, 133 ТК РФ) допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ.

Федеральным законом от 29.10.2024 N 365-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда с 01.01.2025 года установлен в размере 22 440 рублей.

Федеральным законом от 28.11.2025 № 429-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) с 1 января 2026 года установлен в размере 27 093 рубля в месяц.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 года № 38-П1 работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на МРОТ начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ст. 129 ТК РФ в состав заработной платы сотрудника, помимо должностного оклада, включаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Постановлениями Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2017 года № 38-П и от 11.04.2019 года № 17-П определено, что при регулировании заработной платы до МРОТ не учитывается оплата труда, производимая согласно статьям 146, 150-154 ТК РФ (то есть оплата труда в особых условиях; оплата труда при выполнении работ различной квалификации; оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; оплата сверхурочной работы;  оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни;  оплата труда в ночное время).

В соответствии со ст. 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

   Согласно ч. 1 ст. 116 ТК РФ, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (ч. 1 ст. 321 ТК РФ).

В соответствии со ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Согласно ч.1 ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Согласно ч.1 ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

     Согласно статье 419 ТК РФ,  лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и  уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
      
Информация представлена Шайдуллиной Татьяной Николаевной, заместителем начальни-ка отдела – главным государственным инспектором труда отдела надзора и контроля по соблю-дению трудового законодательства в организациях города Нижневартовска Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (г. Нижневартовск, ул. Чапа-ева, д.83, тел. 8(3466) 291035 доб. 301).