Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Дистанционный способ

Дистанционная торговля регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статья 26.1), Правилами продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 г.), а также Правилами продажи товаров по образцам (утв. Постановлением Правительства РФ № 918 от 21 июля 1997 г.)

Что такое дистанционная торговля?

Как быть, если привезенный товар отличается от образца, по которому была сделана покупка?

В какой срок должны привезти и собрать товары, купленные дистанционным способом?

Можно ли их обменять или вернуть?

Способ покупки по каталогам, рекламным проспектам, буклетам, фотоснимкам, а также заказ по телефону, через Интернет или другими способами, которые исключают возможность ознакомления с приобретаемым товаром, называется дистанционной торговлей (точнее, дистанционным способом продажи). Ее разновидностью является продажа товаров по образцам. Она отличается тем, что вещь, которую покупает потребитель, можно увидеть воочию в образце. Особенно часто этот способ используется при заказе мебели. Как правило, через Интернет или по каталогам приобретают одежду, технику, мебель, косметику, парфюмерию, продукты питания и т. д. Но какой бы товар вы ни заказывали, п. 2 ст. 26.1 Закона предусматривает, что продавец до заключения договора должен предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании продавца (изготовителя), о цене и условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Качественный товар

В п. 3 той же статьи 26.1 сказано, что при передаче заказа потребителю ему должна быть представлена вся информация о товаре в письменной форме, в том числе о сроках и порядке возврата. Это очень важный момент, на который нужно обратить особое внимание.

Если информацию о сроках и порядке возврата товара вам предоставили письменно, вы имеете полное право вернуть покупку в течение семи дней (так называемый «период охлаждения»). Если же такой письменной информации у вас нет, вернуть не подошедшую вещь можно в течение 3 месяцев. Но напоминаем: речь идет о товарах надлежащего качества.

Кстати, отказаться от заказа можно и в любое время ДО передачи товара покупателю. Правда, это правило не действует, если потребитель приобретает вещь исключительно под свои нужды. Скажем, кухонную мебель по индивидуальному проекту, подарок с надписью «Дорогому мужу» и т.д.

Обращаем внимание!

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. П. 4 ст. 26.1 Закона «О защите прав потребителей»

Обращаем внимание!

Если потребитель отказался от заказанного товара до его доставки или в течение 7 дней после, продавец должен вернуть покупателю стоимость товара в течение 10 дней. А вот расходы на доставку не возвращаются. 

Некачественный товар

Если же вам привезли некачественный товар, в этом случае действуют те же правила, что и при покупке обычным способом (ст. 18-24 Закона «О защите прав потребителей»). То есть при обнаружении в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

  • замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При этом можно требовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»).

Но не забывайте о правиле 15 дней, которое действует в отношении технически сложных товаров (холодильников, стиральных машин и т. д.). Подробнее об этом - в разделе «Покупка технически сложных товаров».  

Нарушение сроков

За нарушение сроков доставки и сборки (подключения, установки) продавец несет ответственность в том же объеме и по тем же правилам, что и при обычной покупке. В частности, при нарушении сроков доставки предварительно оплаченного товара продавец должен будет заплатить неустойку - 0,5% суммы предварительной оплаты (п. 3 ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Правда, размер неустойки не может превышать уже уплаченной суммы.

Что касается нарушения сроков сборки, установки или подключения, здесь нужно руководствоваться п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». В нем предусмотрена неустойка в размере 3% за каждый день просрочки (или час, если срок определен в часах) от стоимости услуги (работы). А если цена не определена, от общей стоимости заказа вплоть до начала оказания услуги (выполнения работы) или предъявления потребителем иных требований, предусмотренных законом.

Особенности дистанционной продажи

И все же у дистанционного способа торговли есть сви особенности. Остановимся на некоторых важных моментах.

Во-первых, обратимся к тем, кто любит покупать косметику, парфюмерию и предметы домашнего обихода через знакомых, сотрудниц или знакомых. Учтите, что при заключении такой сделки (если она вообще заключается, а не проводится в устной форме) вы очень рискуете. Закон «О защите прав потребителей» и другое федеральное законодательство защищают граждан только в том случае, если они совершают покупку у человека, уполномоченного юридическим лицом. Если же продавец не является официальным представителем фирмы, продукцию которой он распространяет, и не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, а действует как частное лицо, вы не имеет права предъявить ему претензии в отношении качества продукции на основании Закона «О защите прав потребителей». А органы контроля не могут привлечь частное лицо к ответственности за нарушение законодательства. В таких случаях разбираться придется на основе Гражданского кодекса РФ.

Во-вторых, в Законе «О рекламе» сказано, что информация о продавцах и производителях, чьи товары потребитель заказывает по каталогам, объявлениям, образцам или через Интернет, ни в коем случае не может быть анонимной. То есть потребитель должен знать, куда обратиться в случае чего. Поэтому продавец обязан указать свой адрес, название фирмы и номер лицензии. Не допускается также недостоверная реклама. Особенно часто ей грешат производители БАДов, «околомедицинских» приборов и препаратов. К примеру, в рекламе говорится, что это лечебный прибор, а по документам он бытовой санитарно-гигиенический. Так что всю приведенную информацию желательно перепроверить. 

Совет

Пользуясь услугами фирм, которые распространяют товары дистанционным способом, помните: больше всего нарушений прав потребителей связано с отсутствием полной, исчерпывающей информации о товаре, сроках его доставки и соответствия указанным вами параметрам. Чтобы избежать проблем, придерживайтесь некоторых простых, но важных правил.

  • До заключения договора (оплаты, заполнения бланка или заявки) вам обязательно должны предоставить полную, исчерпывающую информацию о товаре в устной форме, а в момент доставки товара - в письменной форме.
  • Не соглашайтесь совершать сделку, пока не выясните, что при возникновении сложностей вы сможете найти продавца и предъявить рекламации фирме-изготовителю.
  • Через каких бы хороших знакомых вы ни покупали товар, сначала убедитесь, что приобретаете его не у частного лица, а у продавца, уполномоченного фирмой на распространение данного вида продукции.
  • Внимательно изучите всю информацию о товаре. Убедитесь, что она является полной и исчерпывающей. Прежде чем совершить покупку, не стесняйтесь задавать интересующие вас вопросы.
  • Даже после того как заказ уже сделан, хорошенько подумайте, нужен ли вам данный товар. Закон дает потребителю право отказаться от ненужной покупки ДО ее получения и в течение семи дней после доставки.