Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Одежда, обувь

Обувь

Покупка обуви регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18, 19, 21, 22, 23, 25), а также нормативными актами субъектов Российской Федерации, которые устанавливают сроки начала и окончания сезонов в регионах.

 

Что делать, если купленная обувь не подошла по размеру или каким-то другим параметрам? Как быть с бракованной обувью? В течение какого времени можно подавать претензии по качеству обуви? За чей счет проводится экспертиза некачественной обуви?

 

Сезонный товар

Особенность приобретения обуви состоит в том, что это товар сезонный. Поэтому если потребитель, скажем, купил летом зимние сапоги, отсчет гарантийного срока начнется не со дня покупки, а с начала зимнего сезона. Даты начала и окончания сезонов закреплены в законодательных актах субъектов Российской Федерации и зависят от климатических особенностей региона. К примеру, в Москве до недавнего времени действовало постановление «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в Москве». Правда, сейчас оно отменено, а новое пока не принято. Но жителям столицы при возникновении споров можно ориентироваться на соседние области, например на Московскую. Ну а гарантия на туфли, приобретенные 17 июля, «стартует» с даты покупки.

Обратите внимание!

Если вы купили обувь в одном регионе, а живете и, следовательно, носить ее будете в другом, то отсчет гарантийного срока начнется по климатическому «расписанию» вашего региона, а не по «графику» продавца.

Качественная обувь

Как быть, если купленная обувь не подошла по размеру или по каким-то другим параметрам? Согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» в течение 14 дней (не считая дня покупки) вы имеете право обменять обувь надлежащего качества на аналогичную, если она не подошла по размеру, форме, габаритам, фасону, расцветке и т. п. Обувь при этом должна быть в идеальном состоянии (то есть неношеная), сохранен ее товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки и др. А если аналогичной пары нужного размера в магазине в данный момент нет? Тогда можно либо потребовать возврата денег в течение трех дней, либо договориться, чтобы вам сообщили о поступлении необходимого размера в продажу.

Некачественная обувь

Если покупателю попалась бракованная обувь, он согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» может потребовать:

•          замены на товар этой же марки (модели и (или) артикула);

•          замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

•          соразмерного уменьшения покупной цены;

•          незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом (сюда входит ремонт по гарантии);

•          отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Обратите внимание!

Как правило, продавцы устанавливают гарантийный срок на обувь 30 дней. Но не забывайте, что предъявлять претензии к некачественной обуви можно не только в этот период, но и в течение двух лет со дня покупки. Это право закреплено в п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».

Для удовлетворения разных требований предусмотрены разные сроки. Если речь идет о замене обуви, на это продавцу отводится 7 дней, а при необходимости проведения проверки качества - 20 дней. Вернуть деньги покупателю магазин должен в течение 10 дней. И помните, что за каждый день просрочки в законе предусмотрена неустойка 1% от стоимости товара (в данном случае обуви).

За чей счет экспертиза?

Если продавец не согласен с требованиями покупателя (а именно так чаще всего и бывает), он может провести проверку качества обуви, чтобы установить причину дефекта. То есть выяснить, производственный это брак или вина самого покупателя. Потребитель имеет право присутствовать при проверке, только он должен написать заявление с соответствующим требованием. Если потребитель не согласен с выводами проверки, придется провести экспертизу. В течение гарантийного срока экспертиза проводится за счет продавца. Однако если будет установлено, что недостаток возник по вине покупателя, тот должен возместить все расходы. И не только по самой экспертизе, но и связанные с хранением и транспортировкой товара.

Практический совет: лучше не отдавать обувь представителям магазина, а привезти ее лично прямо на экспертизу, чтобы проверку не провели без вас. Для этого необходимо написать заявление о согласии на экспертизу и попросить, чтобы вас проинформировали о месте и времени ее проведения. Тогда уж точно «без вас не начнут». Если вы не согласны с решением экспертов, его можно обжаловать в судебном порядке.

А вот если гарантийный срок на обувь уже закончился, но два года еще не прошло, потребитель должен сам доказать, что обувь испортилась не по его вине, а из-за технологического брака. Так что в данном случае оплачивать экспертизу придется из своего кармана. Но если вина изготовителя будет доказана, деньги за экспертизу покупателю должны вернуть.

Обратите внимание!

Гарантия распространяется не только на саму обувь, но также на стельки, молнии, пряжки и прочую фурнитуру, несмотря на то, что продавцы часто утверждают обратное.

Предъявлять претензии по качеству бракованной обуви можно даже в том случае, если у вас не сохранились чек и упаковка.

Даже если потребитель уже отдавал обувь в ремонт, он все равно имеет право предъявить продавцу претензию по качеству товара. Для этого, конечно, придется провести экспертизу, чтобы выявить заводской брак.

Актуальные вопросы

Спустя две недели после окончания гарантийного срока у ботинок отошла подошва. Что делать?

Как уже отмечалось, предъявлять претензии по качеству обуви можно в течение двух лет со дня покупки. Так что в данном случае необходимо отдать пару на экспертизу независимым специалистам. Если они установят, что подошва отошла по причине производственного брака, магазин должен будет вернуть потребителю деньги и компенсировать все расходы.

Можно ли считать производственным браком то, что кожаные осенние сапоги промокают?

Это может определить только эксперт. С одной стороны, в нормативах на кожаную обувь не сказано, что она должна быть «герметичной». Кожа - природный материал, обладающий повышенной гигроскопичностью, а значит, может промокать. Поэтому бытовая кожаная обувь на герметичность не исследуется и не предназначена для условий повышенной влажности. Вот если бы промокали резиновые сапоги, это был бы серьезный повод обратиться к продавцу в связи с продажей некачественного товара. Но с другой стороны, герметичность может быть нарушена не из-за особенных свойств кожи, а из-за некачественной прошивки швов либо из-за неправильно сделанной подошвы. Определить это самостоятельно потребитель не может. В данном случае необходимо обратиться к специалистам.

Является ли производственным недостатком тот факт, что подкладка обуви окрашивает носки и кожу на ступнях?

Да, является. Хотя многие покупатели считают это чем-то само собой разумеющимся, а продавцы даже «услужливо» предупреждают, что обувь может краситься. Однако у качественной обуви такого «свойства» быть не должно, так что это вполне можно считать недостатком. Кстати, и резкий химический запах обуви тоже может стать поводом для обращения к эксперту.

Имеет ли потребитель право вернуть продавцу некачественную обувь и потребовать возврата денег, если обувь уже была в починке?

Имеет. Если после ремонта обуви заводской недостаток по-прежнему можно установить или ремонт выполнялся по другому поводу, например, потребитель заменял набойку или молнию, а жалуется на лопнувшую подошву, магазин обязан принять такую обувь и отдать ее на экспертизу. Эксперт должен установить причину дефекта - заводской брак или вина потребителя. Кстати, во многих экспертных организациях можно предварительно получить устную консультацию (бесплатную или платную). Советуем воспользоваться этой возможностью, чтобы заранее быть уверенным в своей правоте и не тратить попусту время и деньги.

Одежда

Покупка обуви регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18, 19, 21, 22, 23, 25), а также Перечнем товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену,

Права потребителя при обнаружении недостатков в товаре регулируются Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18-21)  

Что делать, если вы купили бракованный товар (товар с недостатками)?

Одно из пяти

Если в товаре обнаружены недостатки, о которых продавец не предупредил, потребитель в течение гарантийного срока по своему выбору вправе потребовать:

  • замены товара на другой той же марки (модели и /или артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, а если потребитель уже устранил их (самостоятельно или обратившись к третьим лицам), то возмещения этих расходов;
  • расторжения договора купли-продажи и возврата денег, уплаченных за товар.

Такие права предоставляет покупателям п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

Обмен товаров надлежащего качества регулируется Законом «О защите прав потребителей» (статья 25) и Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утвержден постановлением Правительства РФ № 55 от 19 января 1998 г. в ред. от 06.02.2002 г.)

Если потребитель купил качественный товар, но он по какой-то причине не понравился или не подошел, можно ли его обменять?

Какие здесь существуют правила и ограничения? 

Право на обмен

Ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» предоставляет право на ОБМЕН непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный у продавца, у которого этот товар был куплен, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. На это потребителю отводится 14 дней с момента покупки, не считая дня покупки.

Однако продавец обменяет не любой товар, а лишь тот, который не был в употреблении, у которого сохранен товарный вид, фабричные ярлыки, пломбы и т. д. Желательно также принести с собой товарный или кассовый чек, подтверждающий покупку. Впрочем, если чека нет, это не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания, если они могут подтвердить, что товар действительно был куплен в этом магазине.

А как быть, если в день обращения аналогичного товара в магазине не будет? В этом случае потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата денег. Это требование должно быть удовлетворено в течение трех дней со дня возврата товара. Если же аналогичная вещь, но «с перламутровыми пуговицами» вам жизненно необходима, можно договориться с продавцом и подождать, пока она не появится в продаже.

Обращаем внимание!

Ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» предоставляет покупателю именно право на ОБМЕН товара. И только в том случае, если подходящей вещи в магазине не окажется, потребитель сможет вернуть ее продавцу и получить свои деньги.

Обмену не подлежат

Однако не все товары можно обменять, если они вам по какой-то причине не понравились. Прежде чем идти в магазин и требовать замены, загляните в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В него входят предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, белье, чулочно-носочные изделия, некоторые технически сложные товары бытового назначения, медицинские приборы, автомобили и мотовелотовары, мебель, непериодические издания, ювелирные изделия и многое другое. Полный список приведен ниже.

Продавец может предусмотреть возможность обмена даже тех товаров, которые входят в данный Перечень, или товаров, у которых отсутствует упаковка и ярлыки. Это его право. В одних случаях он делает это бесплатно с целью привлечения покупателей. В других устанавливает небольшую плату, которая будет компенсировать затраты магазина, например на оформление нового гарантийного талона, новой упаковки и т. п. Отдельные магазины, торгующие бытовой техникой, включают пункт о безусловном праве покупателя на обмен товара в дополнительную гарантию, продаваемую при покупке (подробнее о дополнительной гарантии - в разделе «Гарантийный срок»).

Для справки

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

1.  Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.

2.  Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары).

3.  Парфюмерно-косметические товары.

4.  Текстильные товары (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные и синтетические ткани, товары из нетканых материалов типа тканей - ленты, тесьма, кружево и другие); кабельная продукция (провода, шнуры, кабели); строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метражах.

5.  Швейные и трикотажные изделия (изделия швейные и трикотажные бельевые, изделия чулочно-носочные).

6.  Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования (посуда и принадлежности столовые и кухонные, емкости и упаковочные материалы для хранения и транспортирования пищевых продуктов).

7.  Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты.

8.  Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты).

9.  Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных и синтетических камней, ограненные драгоценные камни.

10.       Автомобили и мотовелотовары, прицепы и номерные агрегаты к ним; мобильные средства малой механизации сельскохозяйственных работ; прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения.

11.       Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства).

12.       Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

13.       Животные и растения.

14.       Непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).