Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Array
(
    [ID] => 47594
    [~ID] => 47594
    [NAME] => Специальная оценка условий труда: правила и последствия
    [~NAME] => Специальная оценка условий труда: правила и последствия
    [IBLOCK_ID] => 73
    [~IBLOCK_ID] => 73
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 
    [DETAIL_TEXT] => 

С 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест (спецоценка), которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Ознакомиться со списком предприятий, проводящих спецоценку можно на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.rosmintrud.ru).

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 5000 до 10 000 руб.; 

– на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;

– от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций. 

Организация, в которой проведена специальная оценка условий труда, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у организаций, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов.

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы – от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо.

Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, применяется повышенный тариф — 6 или 9 процентов. В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для организаций. Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за текущий год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок – 1 августа. 

[~DETAIL_TEXT] =>

С 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест (спецоценка), которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Ознакомиться со списком предприятий, проводящих спецоценку можно на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.rosmintrud.ru).

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 5000 до 10 000 руб.; 

– на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;

– от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций. 

Организация, в которой проведена специальная оценка условий труда, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у организаций, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов.

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы – от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо.

Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, применяется повышенный тариф — 6 или 9 процентов. В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для организаций. Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за текущий год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок – 1 августа. 

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => С 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест (спецоценка), которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). [~PREVIEW_TEXT] => С 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест (спецоценка), которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 14:59:12 [~TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 14:59:12 [ACTIVE_FROM_X] => 2016-10-17 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2016-10-17 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 17.10.2016 [~ACTIVE_FROM] => 17.10.2016 [LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [~LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=47594 [~DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=47594 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => [~CODE] => [EXTERNAL_ID] => 47594 [~EXTERNAL_ID] => 47594 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_workers [~IBLOCK_CODE] => news_workers [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 17.10.2016 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( ) [FIELDS] => Array ( ) [PROPERTIES] => Array ( [FILES_DOC] => Array ( [ID] => 207 [TIMESTAMP_X] => 2017-10-30 16:24:20 [IBLOCK_ID] => 73 [NAME] => Документы [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => FILES_DOC [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => Y [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => Y [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Документы [~DEFAULT_VALUE] => ) [PHOTO] => ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 73 [~ID] => 73 [TIMESTAMP_X] => 30.10.2017 16:38:24 [~TIMESTAMP_X] => 30.10.2017 16:38:24 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_workers [~CODE] => news_workers [API_CODE] => [~API_CODE] => [NAME] => Информация для работодателей [~NAME] => Информация для работодателей [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [~LIST_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/ [DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=#ELEMENT_ID# [~DETAIL_PAGE_URL] => /ekonomika-i-finansy/socworkcon/informatsiya-dlya-rabotodateley/detail.php?ID=#ELEMENT_ID# [SECTION_PAGE_URL] => [~SECTION_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => [~XML_ID] => [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Элементы [~ELEMENTS_NAME] => Элементы [ELEMENT_NAME] => Элемент [~ELEMENT_NAME] => Элемент [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => nvraion.ru [~SERVER_NAME] => nvraion.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( ) ) [SECTION_URL] => [META_TAGS] => Array ( [BROWSER_TITLE] => Специальная оценка условий труда: правила и последствия ) )
17.10.2016

Специальная оценка условий труда: правила и последствия

С 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест (спецоценка), которая введена взамен аттестации рабочих мест, в целях определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников (ст. 212 ТК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда. Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Закона № 426-ФЗ).

Данная процедура обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Ознакомиться со списком предприятий, проводящих спецоценку можно на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ (www.rosmintrud.ru).

Нарушение сроков и порядка проведения спецоценки на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Поэтому, если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет классифицироваться как нарушение требований охраны труда.

Из ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ следует, что нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

– на должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – в размере от 5000 до 10 000 руб.; 

– на юридические лица – от 60 000 до 80 000 руб.

За повторное совершение нарушения предусмотрено более жесткое наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;

– от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для индивидуальных предпринимателей;

– от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций. 

Организация, в которой проведена специальная оценка условий труда, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у организаций, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов.

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы – от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо.

Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, применяется повышенный тариф — 6 или 9 процентов. В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для организаций. Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за текущий год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок – 1 августа.