Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

НОВОЕ В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

22.01.2015

НОВОЕ В ЗЕМЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

С 1 марта 2015 года вступает в силу Федеральный закон № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 июня 2014 года, направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Основными новшевствами закона являются:
установление нового порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
определение особенностей приобретения земельных участков на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно;
регулирование отношений в области установления сервитутов, перераспределения земель, передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации;
возможность использования гражданами и юридическими лицами земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков;
уточнение правовых норм, определяющих понятие «земельный участок», устанавливающих порядок образования земельных участков, содержание вещных и иных прав на земельные участки, виды и условия сделок с земельными участками;


внесение новой статьи 239.1. в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривающей отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
а также приведение ряда других федеральных законов в соответствие с изменениями, внесенными федеральным законом в Земельный кодекс.
По новому закону предоставлена возможность получения некоторыми категориями граждан земельных участков без проведения аукционов. Касается это, прежде всего, льготников, нуждающихся в земельных наделах для строительства жилья или ведения личного подсобного хозяйства. Льготники, а это многодетные семьи, специалисты в малонаселенных местностях (учителя, врачи, ветеринары) смогут получать земельные участки в безвозмездное пользование, а по истечении 6 лет пользования земельным участком могут приобрести данный земельный участок в собственность.
Введённые поправки в Земельный кодекс позволяют оформить в свою собственность садовые земельные участки независимо от того, когда люди стали членами садового товарищества или кооператива, или те, что были куплены в 2000-е годы «без документов» по садовой книжке. Иными словами, граждане, владеющие земельными участками на основании советских нормативных актов, избавятся от судебных процедур по их оформлению в собственность. Этот порядок будет действовать до 31 декабря 2020 года.
Изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно. Законом вводится новая Глава V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов. К таким случаям относится, среди прочего, предоставление участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключён договор о развитии застроенной территории; земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов. Установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и т.п. Законом исключена возможность предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объектов, в связи с чем признаны утратившими силу все относящиеся к данному порядку предоставления положения Земельного кодекса Российской Федерации.
Вводится порядок установления сервитутов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Появилась прямая возможность заключения соглашения об установлении сервитута при


размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В Гражданский кодекс Российской Федерации внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности. Согласно дополнений объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства, и строительство этого объекта так и не было завершено. Такое отчуждение осуществляется исключительно по решению суда путём продажи объекта с публичных торгов. Вырученные в результате торгов деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.
Установлены случаи использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам), на основании разрешений уполномоченного органа без прохождения процедуры их предоставления и установления сервитута. К указанным случаям отнесено проведение инженерных изысканий, капитальный или текущий ремонт линейного объекта и строительство временных или вспомогательных сооружений, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
С 01.03.2015 года наряду с государственным и муниципальным контролем будет осуществляться общественный контроль.
Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений.


Возврат к списку