Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ИНФОРМИРУЕТ О ПОРЯДКЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

05.05.2016

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ИНФОРМИРУЕТ О ПОРЯДКЕ ДОСУДЕБНОГО УРЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

С 2014 года Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в порядок досудебного урегулирования налоговых споров внесены изменения.

Наиболее заметное из изменений заключается во внесении поправок в статью 138 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с ними c 01.01.2014 ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суде только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе. Исключение составляют ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, которые могут быть обжалованы в вышестоящем налоговом органе и (или) в суде. Кроме того, в судебном порядке обжалуются ненормативные акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), действия или бездействие его должностных лиц.

Таким образом, обязательный досудебный порядок обжалования с 01.01.2014 распространяется на все налоговые споры (например, жалобы решения о привлечении к налоговой ответственности, действия (бездействие) должностных лиц, на отказ в возврате налога, на решения о приостановлении операций по счетам, на требования об уплате налога, пени или штрафа, на решения о взыскании налога, на отказы в предоставлении налогового вычета).

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

В статье 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к форме и содержанию жалобы. Жалоба подается в письменной форме и подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем.

В жалобе указываются:
- фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
- обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
- наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
- требования лица, подающего жалобу.

В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
Положения статьи 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также к апелляционным жалобам.
Статьей 139.3 Налогового кодекса Российской Федерации введены основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения. Вышестоящий налоговый орган вправе оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
- жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
- до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
- ранее подана жалоба по тем же основаниям.

Оставление жалобы без рассмотрения не препятствует повторному обращению лица с жалобой в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации для подачи соответствующей жалобы, за исключением случаев оставления жалобы без рассмотрения по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 и 4 пункта 1 статьи 139.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Следует отметить, что порядок досудебного урегулирования налоговых споров имеет ряд преимуществ. В частности, это отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов, простота оформления жалобы, жалоба налогоплательщика будет рассмотрена в сжатые сроки, исполнение решения по жалобе будет произведено в сжатые сроки.


Межрайонная ИФНС России № 6

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

8-800-222-22-22


Возврат к списку