Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Информация

04.09.2014

Восстановительное правосудие в отношении детей

Распоряжением Правительства российской Федерации от 30 июля 2014 года утверждена концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.

Концепция направлена на внедрение инновационных для Российской Федерации медиативно-восстановительных способов и механизмов предупреждения и разрешения конфликтов с участием детей и подростков, реагирования на правонарушения, в том числе в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

Для защиты прав и интересов детей, оказания им помощи в трудных ситуациях, лучшей социализации детей и подростков государством создано большое количество органов и организаций, работающих с детьми. В Нижневартовском районе это организации и учреждения социальной защиты населения, образования и молодежной политики, культуры, физической культуры и спорта.

Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Нижневартовского района, совместно с руководителями вышеуказанных структур, органов внутренних дел изучила межведомственный план мероприятий по решению вопроса досудебного сопровождения несовершеннолетних – как одного из механизмов ресоциализации несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, разработанный комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и приняла решение проводить мероприятия по развитию служб медиации с учетом предложенных мероприятий.

Ожидаемыми результатами реализации данных мероприятий, являются создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей и подростков, вовлекаемых в конфликты, в том числе связанные с нарушением закона, внедрение в практику механизмов восстановления прав потерпевших от противоправных действий несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности.

Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства правонарушителя по заглаживанию вреда, нанесенного жертве. Государство и социальное окружение жертвы и правонарушителя должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых преступлением людей) в работу по решению возникших в результате преступления проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Такие программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон. Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

В системе образования программы восстановительной медиации могут осуществляться на базе общеобразовательных учреждений. Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители.

В России более 12 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Работают такие службы и в школах Нижневартовского района. Благодаря школьным службам примирения удается разрешить конфликтную ситуацию в стенах школы, не доводя конфликт до судебного разбирательства. Теперь, в рамках Концепции, будет осуществляться разработка и внедрение технологий досудебного сопровождения несовершеннолетних в деятельность «школьных служб примирения», действующих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность: разработка и реализация планов психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних учащихся на период следствия и судебного разбирательства, организация учебного процесса с учетом участия подростка в процессуальных действиях.

Несовершеннолетние нуждаются в помощи взрослых, независимо от того в роли преступника или «жертвы» они оказались.