Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Фольклорное творчество

Аганские ханты и лесные ненцы, проживающие на территории Нижневартовского района, почитают богиню Агана Великую женщину. По легенде она была спущена с неба на нарте без оленей верховным богом Торумом, чтобы защищать и охранять всех обитателей реки.

В прежние времена на больших праздниках старики исполняли семь священных песен, рассказывающих о благих деяниях Хозяйки Агана. Некоторые из них сохранились в виде сказаний.

Топонимические легенды точно маркируют и описывают местность, характеризуют ландшафтные особенности бассейна р. Аган: в легендах об аганской богине раскрываются нрав и характер течения реки, обосновываются появление двухруслового устья, семиручьевого истока, направления течения многочисленных притоков.

Другое имя Хозяйки Агана – Каменная Лягушка, Железная Лягушка. Деревянные изваяния женщиниы божества и лягушки-божества хранятся в священном доме-амбарчике на ручье Нёх явен. Поклониться богине-лягушке до сих пор приходят поклониться не только аганские жители, но и ханты с Тромъегана, Югана, Пима.

Лягушка на Агане пользовалась особым почетом. Встреча с ней считалась хорошей приметой, а обидевшего ее человека непременно постигало несчастье. Неприкосновенной лягушка считалась и у сургутских хантов.

От женщины-лягушки происходили четыре хантыйских фамилии-рода р. Васюгана, пришедшие некогда с северных территорий. Образ лягушки был связан с представлениями васюганско-ваховских хантов об изобилии, прежде всего удачей в рыбной ловле. Ей приписывалась магия привораживания, забота о семейном счастье и способность облегчать роды.

Чаще всего ханты и манси отождествляли лягушку с прародительницей Пугос-анки определяющей судьбы людей богиней Калтащ, матерью землей и лесными духами.

Этнически ханты причисляют себя к родам Медведя (Казамкины, Епаркины), Лося (Покачевы, Сардаковы), Бобра (Айпины, Лейковы, Тылчины).

Традиционными были медвежьи игрища которые включали песню-пробуждение, приветствие медведя участниками и гостями, обливание водой и борьба-имитация схватки медведя и человека. Далее следовали выступления актеров в берестяных масках с длинными носами и угощение медвежьим мясом.

Существовал и особый лосиный праздник. Он ознаменовывал удачную охоту. Лосиное мясо варили в большом котле, отдельно варили голову, разрезанный наискось язык, разделенное вдоль волокон сердце. Мужчины, сделав надрез на зрачке, пили содержимое лосиного глаза. Женщинам запрещалось употреблять в пищу глаза, губы, язык, сырые лосиные рога и голову, шить из лосиных камусов обувь. После праздника кости лося топили в болоте или уносили в лес и оставляли в небольшом срубе. Череп и шейный позвонок вешали на дерево или ставили на пень. Не допускалось, чтобы кости и мясо лося ели собаки.

Аганские ненцы причисляют себя к родам Гусь, Щука и Журавль.

Иуси и Айваседа-Тётт относились к роду Гуся. У обоих родов существовал запрет убивать эту птицу.

Большинство аганских ненцев Айваседа относились к роду Щуки. Они не употребляли в пищу щучьей головы. Женщины не ели также печень и брюшко.

Часть рода Айваседа считали своим покровителем Журавля, который, по легенде, прокопал р. Варъеган

Родовые и фамильные предания, повествуя о расселении хантов и ненцев в бассейне р. Аган характеризуют направления и особенности миграционных процессов, рисуют общую картину складывания локальных групп. Вероятное движение населения с запада и севера на Аган начиная с XVI - XVII вв. было постоянным. Окончательное складывание аганской самодийской общности произошло только в 1930-е гг. прошлого столетия.

Фольклорное творчество народов Севера и поныне органически связано с системой верований и жизнеобеспечения. Обряды, сказки и предания выступают как важный социализирующий фактор, регулируя повседневную деятельность. "Природу не знаешь - на охоте заблудишься. Сказок народных не знаешь-в судьбе спотыкнешься", - гласит ненецкая пословица.

Своеобразие фольклора состоит в сочетании глубокой архаичности функционирования с изысканностью и даже изощренностью поэтического стиля и форм. Важной особенностью мифологии народов, населяющих север, является ее жизнеутверждающая сила. Мир делится на два полюса - добро и зло. В каждой сказке, легенде, песне - схватка с врагом или злым духом, со стихией или просто дружеское соревнование. И всегда побеждает ум, сноровка, изобретательность, выносливость и ловкость.

Легенды и сказки, в которых собран богатый опыт многих поколений, играли немаловажную роль в воспитании ребенка. Но, прежде всего, детей воспитывали личным примером. Народная педагогика была и остается самой лучшей.

Жители стойбищ неохотно отдают детей в школы-интернаты, справедливо полагая, что там они не познают сущность аборигенной жизни в лесу. В последние годы стали возрождаться начальные школы при стойбищах. Первая такая школа в районе появилась на стойбище поэта-оленевода Юрия Вэллы. Работает школа в устье реки Вать-Еган. В планах - создание лесной школы на большом стойбище "Пунси".

Во всех национальных школах района открыты кабинеты краеведения, где дети изучают культуру народа, традиционные промыслы и рукоделие, а главное - язык своих предков.