Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

«Противодействие ксенофобии и дискриминации мигрантов»

Мигрантам сложно интегрироваться в общество, которое их не принимает. Среди причин, оказывающих негативное влияние на социально-культурную интеграцию мигрантов, выделяются практики ксенофобии и дискриминации, разделяемые частью российского населения.

Ксенофобия (с древнегреческого «боязнь незнакомцев», либо «боязнь чужестранцев») - разновидность направленного, иррационального, постоянного, неконтролируемого, навязчивого страха перед иностранцами, незнакомыми людьми. Она основана на боязни утратить национальную, культурную идентичность, индивидуальность, безопасность, комфорт в мире людей, близких по этносу, роду деятельности, религиозным верованиям, профессиональной принадлежности, статусу в обществе, месту жительства. Любая традиция, культурная норма, отличающаяся от норм в группе комфорта индивида, воспринимается как враждебная, вредящая и опасная для дальнейшей жизнедеятельности. Ксенофоб болезненно воспринимает все новое и странное. Глобализация в современном мире порождает больший страх утраты национальной, культурной идентичности. Страх заставляет ставить стену между собой и социумом, между «своими» и «чужаками» — социальное пространство личности сужается до общества единомышленников, семьи или оставляет человека в полной изоляции[1].

Ксенофобия бывает «скрытой» либо «агрессивной». Именно ксенофобия лежит в основе таких экстремистских идеологий, как национализм, фашизм, расизм, религиозный экстремизм. Ксенофобия в отношении мигрантов имеет свое название – мигрантофобия. В основе ксенофобских мотивов, как правило, лежат негативные стереотипы о религиозных, этнических, расовых, национальных, социальных группах людей. Зачастую распространение негативных стереотипов осуществляется через СМИ посредством некритической либо тенденциозной подачи информации, а также может являться следствием направленной пропагандистской деятельности экстремистских групп и их лидеров.

Ксенофобия выражается в «языке вражды» - формах выражения идей или мнений, описания событий и т.п., которые включают распространение, провоцирование, стимулирование, или оправдание ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с эмигрантскими корнями.

Разновидностями языка вражды в отношении какой-либо группы являются:

• призывы к насилию;

• призывы к дискриминации – поражению в правах какой-либо группы людей;

• пропаганда «позитивных», современных или исторических примеров насилия или дискриминации;

• создание отрицательного образа этнической или религиозной группы (чаще всего передано тоном текста);

• оправдание (поощрение) исторических случаев насилия и дискриминации;

• высказывания и публикации, которые подвергают сомнению общепризнанные исторические факты насилия и дискриминации;

• утверждения о неполноценности (недостаток интеллектуальных способностей, культурности, неспособность к созидательному труду) той или иной этнической или религиозной группы;

• утверждения об исторических преступлениях любой этнической или религиозной группы;

• утверждения о криминальности любой этнической или религиозной группы;

• утверждения о моральных недостатках любой этнической или религиозной группы;

• рассуждения о превосходстве одной из этнических или религиозных групп в материальном достатке, представительстве во власти, прессе и т. д.;

• обвинение в отрицательном влиянии любой этнической или религиозной группы на общество, государство;

• упоминание религиозной или этнической группы или ее представителей как таковых в оскорбительном или унизительном контексте;

• призывы не допустить закрепления в регионе (городе, районе и т. д.) мигрантов, которые принадлежат к любой этнической или религиозной группе;

• цитирование ксенофобных высказываний и текстов без комментария, определяющего размежевание между позицией интервьюируемого и позицией журналиста; так же – предоставление места в газете для открытой националистической пропаганды без редакционного комментария или другой полемики;

• обвинение любой группы в попытках захвата власти или в территориальной экспансии.

«Язык вражды», как правило, используется для мобилизации групп населения по этническому либо религиозному признаку в целях разжигания межнациональной либо межрелигиозной розни и конфликта. Ксенофобия провоцирует преступления на почве ненависти, наиболее опасные из которых – экстремистские нападения.

Ксенофобия по расовому, этническому, национальному и религиозному признаку может быть с успехом подвержена профилактике в процессе проведения целенаправленной организационной и просветительской деятельности:

• объединение представителей различных этнических и пр. групп с целью совместной профилактической, образовательной работы. Совершается в рамках образовательного учреждения, места работы, внешкольных образовательных организациях и т.д.;

• изучение неизвестного – культуры народа или группы людей, которые вызывают страх или ненависть;

• противодействие негативным стереотипам и языку вражды в средствах массовой информации;

• пропаганда толерантности и терпимости должна сгладить иррациональный страх, не дать ему развиваться в агрессивные формы;

• идентификация, изучение и нейтрализация экстремистов, призывающих к действию против определенных социальных и этнических групп;

• поддержка жертв проявлений экстремизма, оказание им социальной, юридической, гуманитарной помощи и психологической поддержки;

• открытое осуждение ксенофобии, пояснение ее деструктивности, иррациональности;

• выступление против митингов и собраний, разжигающих и пропагандирующих ксенофобию;

• мониторинг проявлений «языка вражды» либо преступлений на почве ненависти.

 

Дискриминация (лат. discriminatio «различаю») — это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определённых прав людей по причине их принадлежности к определённой социальной группе. В Российской Федерации дискриминация запрещена основным законом страны. Согласно п.2 ст. 19 Конституции РФ, «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Равенство прав и свобод человека – базовый принцип российского законодательства.

К наиболее частым случаям дискриминации мигрантов относятся:

• дискриминация при осуществлении трудовой деятельности: неравная оплата труда, отказ в трудоустройстве по национальному, религиозному, расовому признаку. Статья 3 Трудового кодекса РФ «Запрещение дискриминации в сфере труда» гласит: «Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника». Пострадавший от дискриминации работник вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

• дискриминация при найме жилья: зачастую собственники жилья утверждают в качестве условий сдачи его в аренду дискриминационные по признаку национальности, расовой, религиозной или этнической принадлежности положения. На основании п.1 ст. 1 Жилищного Кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений»; в соответствии с п.4 ст.1 «граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством».

• дискриминация при взаимодействии с полицией: в соответствии с пп.1,3 ст.7 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции», «полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию». Нарушение сотрудниками полиции данных положений российского законодательства влечет за собой привлечение их к дисциплинарной ответственности.

В Стратегии государственной национальной политики предотвращение любых форм дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности определено одним из основных принципов реализации государственной национальной политики.

Федеральным агентством по делам национальностей РФ ведется мониторинг проявлений дискриминации. О таких случаях нужно сообщить на электронную почту monitoring@fadn.gov.ru.

О случаях дискриминации в отношении мигрантов можно сообщать в постоянную комиссию по миграционной политике и защите прав человека в сфере межнациональных отношений, образованную в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека http://president-sovet.ru/about/comissions/permanent/read/16/.

Кроме того, защитить права человека в случае дискриминации поможет Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ.

 

«Миграционная ситуация в России и стереотипы о миграции»

1.    Миграционная ситуация в России

и стереотипы о миграции

Миграционные процессы имеют большое значение социальной, экономической и политической жизни Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Геостратегическое положение РФ, территориальная протяженность, неравномерное экономическое развитие регионов страны и участие России в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве оказывают решающее влияние на интенсивность и направленность миграционных потоков. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является лидером в Российской Федерации по добыче нефти и производству электроэнергии, и занимает второе место по добыче газа и объему промышленного производства. При этом Югра находится в семерке ведущих субъектов РФ, привлекательных для внешней трудовой миграции: в 2017-2019 годы (т.е. до введения ограничительных мер, связанных с эпидемиологической обстановкой) в Югру ежегодно прибывали и вставали на миграционный учет около 200 тыс. иностранных граждан (даже в период противоэпидемиологических ограничений в 2020 году в округ прибыли 127 тыс. иностранных граждан). С целью трудоустройства в 2019 году в автономный округ прибыло более 71 тыс. человек; с частными целями прибыло более 22 тыс. человек; с целью учебы – более 2 тыс. человек туристы – менее 1 тыс. человек[2].

Неизменно среди всех пребывающих в автономный округ иностранцев остается доля граждан СНГ – 98% (в 2019 г. – 193 тыс. человек). Внутри этой категории более 77% составляют граждане среднеазиатских государств и около 10% – граждане Украины. Первая пятерка государств-доноров внешней миграции в Югру за 2019 год выглядит так: Таджикистан (68 тыс. человек), Узбекистан (51 тыс. человек), Кыргызстан (около 22 тыс. человек), Украина (20 тыс. человек), Азербайджан (14 тыс. человек), Казахстан (10 тыс. человек). Менее значительными донорами миграции выступают Беларусь и Армения (каждая около 3 тыс. человек), Молдова (менее 2 тыс. человек)[3]. Показательна динамика миграционных процессов: снижается количество граждан Украины, Молдавии, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Азербайджана, Армении и Узбекистана; растет количество граждан Кыргызстана[4].

Основными центрами притяжения внешней миграции в автономном округе по количеству иностранцев, вставших на миграционный учет, остаются города Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, а также Нижневартовский район. Наибольшая доля иностранных граждан, прибывших в Югру с целью трудоустройства, и поставленных на миграционный учет именно в этих муниципальных образованиях. Среди муниципалитетов, привлекательных для внешней трудовой миграции, выделяются города Нефтеюганск, Нягань и Когалым, а также Сургутский район.

На 1 января 2021 года в Югре состояли на миграционном учете более 31 тыс. иностранных граждан. Внешние трудовые мигранты (цель вьезда – трудоустройство) составляют более 24 тыс. человек, 96% из них – граждане стран СНГ. При этом число действующих патентов и разрешений на работу на этот период превышает данное количество. Следовательно, почти все иностранные работники имеют патенты либо разрешения на работу, либо имели право на трудоустройство без дополнительных разрешительных документов (будучи гражданами государств-членов ЕАЭС). Таким образом, количество трудовых мигрантов в Югре растет – об этом свидетельствует и рост количества оформленных и действующих патентов на работу: всего на начало 2019 года значилось действительных 25 тыс. патентов, а на начало 2020 года уже 31 тыс. патентов[5].

Количество граждан государств-членов ЕАЭС (Кыргызстан, Казахстан, Армения и Беларусь) и членов их семей (38 тыс. человек в 2019 году) составляет 20% от всех иностранных граждан, прибывших в автономный округ. Граждане государств ЕАЭС имеют право на трудоустройство в РФ на равных с россиянами основаниях, вне учета ограничений доступа на рынок труда, и обладают равным с гражданами РФ доступом к социальным гарантиям. Члены семей граждан ЕАЭС имеют право на временное пребывание в РФ на основании и на срок действия трудового либо гражданско-правового договора трудящегося.

Отдельным направлением миграционных процессов в РФ является вынужденная миграция иностранных граждан – беженцев и лиц, ищущих временное убежище (вынужденных переселенцев). В Югре лица, имеющие статус беженца не зарегистрированы. Неизменно снижается и количество лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. На 1 января 2019 года в автономном округе пребывало 17 таких вынужденных мигрантов, к 2020 году их осталось только 9[6].

Особое значение для регионов РФ с демографической и социокультурной точки зрения имеет долгосрочная переселенческая миграция. Лица, вступившие в процесс натурализации (приобретения гражданства РФ), находятся в статусе временно либо постоянно проживающих в РФ иностранных граждан. На начало 2020 года в Югре проживало более 7,7 тыс. человек, имеющих разрешение на временное проживание на 3 года (РВП) и 10,6 тыс. человек, имеющих вид на жительство на 5 лет (ВЖ). Гражданство РФ за 2019 год получили 6 284 человека, в 2020 году – 7785 человек[7].

Высокая интенсивность миграционных процессов и большое количество внутренних и внешних мигрантов, находящихся в стране, в условиях недостатка объективной информации иногда приводит к формированию у населения негативных стереотипов о миграции и мигрантах. Несмотря на кажущуюся «очевидность», стереотипы о мигрантах имеют иррациональный характер и, как правило, не выдерживают проверки с использованием научных и статистических данных. Опасность негативных стереотипов нельзя недооценивать: тиражируемые средствами массовой информации и подогреваемые экстремистскими группами негативные стереотипные представления о мигрантах могут спровоцировать конфликтные ситуации. Таким образом, распространение объективной информации о миграционных процессах, является важным условием профилактики экстремизма и обеспечения межнационального согласия. Далее приведены несколько примеров основных стереотипов об иностранных трудовых мигрантах.

 

Стереотип 1. «В России много нелегальных мигрантов».

Это очень распространенное заблуждение, основанное на мифе о том, что в стране, якобы, находится настолько большое количество нелегальных мигрантов, что никто не знает их настоящей численности.

Подавляющее большинство иностранных работников – граждане СНГ, которые легально въезжают на территорию РФ и в Югру в безвизовом порядке, получают въездной штамп в паспорте и миграционную карту, затем становятся на миграционный учет, обращаются за документами, дающими право на трудоустройство, заключают трудовые договора. Данные о каждом из полученных документов, дающих мигранту право пребывать на территории РФ (миграционная карта, уведомление о постановке на миграционный учет, патент на работу, трудовой договор) и сроках его действия и оформления постоянно поступают в Центральную базу данных учета иностранных граждан (ЦБДУИГ). Помимо предоставления личных и паспортных данных, трудовые мигранты подлежат дактилоскопической регистрации, проверяется состояние их здоровья. В случае отсутствия в ЦБДУИГ обновленных данных о продлении срока действия данных миграционных документов либо появления иных оснований на пребывание в РФ в течение 30 дней, в отношении мигранта выносится решение о неразрешении на въезд в РФ, влекущее невозможность его легализации на территории России на срок от 3 до 10 лет. Всего за время действия текущего законодательства въезд в РФ был не разрешен более чем 1,85 млн. иностранных граждан. В отношении нарушителей-иностранных граждан, прибывших в Югру, с 2010 года вынесено 44,4 тыс. таких запретов на въезд в РФ[8].

Основными факторами риска, влияющими на законность пребывания трудовых мигрантов на территории РФ, являются дороговизна и затрудненный доступ к оформлению документов, дающих право на работу и пребывание иностранных граждан в РФ, а также отдельные недобросовестные посредники и работодатели, не выполняющие требований российского миграционного законодательства. Среди нарушений, которые допускают сами мигранты – несоответствие фактической и указанной в миграционной карте цели пребывания в РФ, нарушения порядка осуществления трудовой деятельности, нелегальное трудоустройство, несвоевременное продление миграционных документов. В виду безвизового режима въезда со странами происхождения мигрантов проблема нелегального въезда в РФ практически отсутствует – число такого рода незаконных мигрантов ничтожно мало. Количество нелегально пребывающих в России мигрантов примерно соответствует количеству представлений на закрытие иностранным гражданам въезда, и не превышает 210-250 тыс. человек. Соответственно в Югре это количество составляет не более 4,5 тыс. иностранцев в год.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2018 году исполнено 1889 решений о выдворении иностранных граждан (в 2019 году – 1072)[9].

 

Стереотип 2. «Среди мигрантов высокий уровень преступности».

Данный стереотип базируется на мифе о повышенной криминальности мигрантов и легко опровергается официальными данными о преступности в автономном округе. Так, в 2019 году в Югре было зарегистрировано более 20 тыс. преступлений. Иностранными гражданами совершено 389 преступлений, т.е. менее 2% от всего количества преступлений. Преступность мигрантов имеет выраженную специфику, связанную с неблагоприятным социально-экономическим положением ряда категорий иностранных граждан: так 27% преступлений, совершенных иностранцами, составляют корыстные преступления (в основном – кражи продуктов питания и одежды из сетевых магазинов и гипермаркетов), еще 9% – использование заведомо подложных миграционных документов (миграционных карт и патентов) и только 1,5% направлены против жизни и здоровья граждан

Таким образом, иностранные граждане, составляя в 2019 году 2,2% фактического населения в автономном округе, совершили только около 1,9% преступлений, 2/3 из которых – преступления небольшой тяжести. Беспокойство может вызывать большое количество преступлений, совершенных в 2019 году в Югре в отношении иностранцев (165)[10].

 

Стереотип 3. «Мигранты плохо работают и не нужны нашей экономике».

В экономике автономного округа занято большое количество иностранных граждан: только в 2019 году им было выдано более 31 тыс. патентов на работу. Всего в Югре единовременно трудится не менее 20 тыс. мигрантов, из которых 96% – граждане государств СНГ. Иностранцы задействованы в таких сферах экономики, как строительство, оптовая и розничная торговля, обрабатывающее производство, сфера услуг, ЖКХ и т.д. Особенно значителен вклад мигрантов в отдельные сферы экономики. Так, иностранные мигранты в 4,4 раза более чем россияне представлены в сфере строительства[11]. К примеру, труд иностранцев используют более
8 тыс. (не менее 11%) предприятий Югры – при этом, более 40% иностранных работников заняты на низкоквалифицированных либо не требующих профессиональной подготовки должностях[12].

Такое значительное количество трудовых мигрантов не перекрывает потребностей экономики такого активно развивающегося субъекта РФ как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. В 2019 году в службу занятости работодателями заявлена в 3,5 раза большая потребность работников от численности безработных[13]. Покрыть потребность в рабочей силе субъект может только за счет внутренних и внешних мигрантов, привлекая граждан РФ из других регионов, а также рабочих из других стран.

Во исполнение требований миграционного законодательства УМВД России по автономному округу в 2019 году от работодателей получено более 30 тыс. уведомлений о заключении трудовых отношений с иностранцами, что сопоставимо с количеством иностранцев, имеющих разрешительные документы или право заниматься трудовой деятельностью (граждане государств-членов ЕАЭС).

За счет налоговых отчислений иностранных работников субъекты РФ получают значительную прибыль. Так, в 2018 и 2019 годах бюджет Югры получил ежегодно более 1 млрд. рублей от налоговых платежей трудовых мигрантов, пользующихся патентом на работу[14].

Таким образом, доходы, получаемые непосредственно бюджетом Югры от трудящихся-мигрантов, весьма значителен. Кроме этого, по разным оценкам, с участием мигрантов создается от 8 до 15% валового внутреннего продукта страны. К примеру, вклад только граждан Таджикистана в российскую экономику в 2016 году оценивался в размере
1 триллиона рублей[15].

 

Стереотип 4. «Мигранты много рожают и вытесняют местное население».

Более 98% внешних трудовых мигрантов в Югре составляют граждане государств СНГ и Евразийского экономического союза, т.е. граждане стран, в прошлом входивших в состав СССР. Во всех без исключения постсоветских государствах значительно снижается уровень рождаемости: так, в Узбекистане он составляет в среднем около 1,98 ребенка
на 1 женщину, в Киргизии – около 2,5 ребенка на 1 женщину, в Таджикистане – около 3 детей на 1 женщину, в России – около 1,7 ребенка на 1 женщину. Исследования показывают, что рождаемость у мигрантов, переехавших на новое место жительства, постоянно уменьшается и стремится сравняться с рождаемостью местного населения. «Вытеснение» постоянного населения России мигрантами невозможно ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе. Даже в случае единомоментного переезда в РФ всего без исключения населения Узбекистана, Таджикистана и Киргизии вместе взятых, удельный вес граждан этих стран в населении РФ составит не более 25%. Кроме того, процессы социально-культурной адаптации мигрантов при должной поддержке интеграционных процессов приведут к постепенной ассимиляции потомков внешних мигрантов, сопровождающейся принятием социальных, поведенческих и культурных стандартов, распространенных среди местного населения.

 

Стереотип 5. «Большое количество мигрантов не нужно нашей стране»

К сожалению, для России характерна естественная убыль населения. Привлечение мигрантов в РФ становится важнейшим условием преодоления глубокого демографического кризиса. В условиях сокращения национальных трудовых ресурсов, старения и естественной убыли населения, в особенности касающейся регионов Дальнего Востока, Сибири и Центральной России, обеспечение прироста населения за счет переселенческой миграции становится важнейшей стратегической задачей страны. Соответствующие цели декларированы в Концепции государственной миграционной политики до 2025 года, показатели их исполнения используются при оценке эффективности деятельности органов государственной власти в сфере миграции.

Реализация среднего варианта демографического прогноза
до 2035 года, рассчитанного Росстатом, согласно которому население России будет сохраняться в пределах 147 млн. человек, требует миграционного прироста в размере не менее 285 тыс. человек ежегодно. При этом сокращение миграционного прироста до уровня 120 тыс. человек в год будет означать существенное сокращение численности населения страны. Рост численности населения Российской Федерации возможен только при сохранении миграционного прироста на уровне от 340 тыс. человек в год и выше. Например, миграционный прирост населения РФ в 2016 году составил 261,9 тыс. человек, обеспечив 98% общего прироста населения страны[16].

Миграционный прирост жизненно необходим России — по данным экспертов, общая убыль трудоспособного населения страны до 2030 года составит не менее 11 млн. человек[17].

 

Стереотип 6. «Мигранты распространяют опасные заболевания»

Данный стереотип также может быть опровергнут на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Эпидемиологическая ситуация в среде иностранных граждан, приезжающих в наш регион, изучена хорошо, является достаточно благоприятной и аналогична ситуации среди местного населения. Большая часть трудовых мигрантов трудится на основании патента на работу и при оформлении этого документа проходит медицинское освидетельствование. Медицинское освидетельствование проходят также иностранные граждане, претендующие на разрешение на временное проживание (дающего право проживать в РФ 3 года) и вид на жительство (на 5 лет). По данным Управления Роспотребнадзра по автономному округу в 2019 году медицинское освидетельствование прошли более 37 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства. Только у 74 человек (0,2 % от прошедших тестирование) обнаружены заболевания, представляющие опасность для окружающих: ВИЧ-инфекция – у 33 человек, туберкулез – у 24 человек, инфекции, передающиеся половым путем – у 17 человек[18]. При этом в отношении лиц, у которых выявлены данные заболевания, оформляются материалы для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в России с целью дальнейшей депортации. На основании этих сведений Федеральная служба Роспотребнадзора принимает решение о неразрешении въезда данных граждан на территорию РФ. Получение документов, дающих право на работу либо проживание в РФ, лицами, не прошедшими медицинскую комиссию, невозможно.

 

Стереотип 7. «Дети мигрантов заполонили школы и детские сады»

Рассмотрим, какую нагрузку испытывают учреждения образования Югры в связи с «ростом» числа детей-мигрантов. В средних общеобразовательных организациях (школах) автономного округа числится более 2386 детей иностранных граждан, в образовательных организациях дошкольного образования (детсадах) – около 426 детей иностранных граждан. Всего в автономном округе детские сады посещают 116 226 детей, 227 596 ребят обучаются в школах, подведомственных муниципальным образованиям[19]. Таким образом, дети иностранных граждан составляют менее 0,4% от всех дошкольников Югры и около 1% школьников. Вряд ли такая ситуация может быть описана словом «заполонили».

На распространенность данного стереотипа также оказывает влияние эффект так называемых «видимых меньшинств» – жители мегаполисов, замечая людей иной внешности и национальности в своем окружении, часто делают необоснованные выводы об их гражданской принадлежности. Так, граждане РФ, принадлежащие к коренному населению, например, Северного Кавказа, Поволжья, Южной и Восточной Сибири могут восприниматься населением Центральной России и Северо-Запада в качестве «внешних мигрантов».

Эти данные свидетельствуют не только о сравнительно небольшой численности детей иностранных граждан, недостаточной для того, чтобы что-либо «заполонить», но и о росте семейной миграции в Россию и об интеграционных намерениях иностранных граждан стать полноправными россиянами и дать гражданство РФ своим детям.

 

Стереотип 8. «России угрожают беженцы из Сирии и Ближнего Востока»

Россия не является привлекательной для беженцев страной назначения. Количество лиц, имеющих статус беженца в РФ, незначителен и постоянно сокращается: так, на 1 октября 2018 года таких было 592 человека на всю Россию. Более половины лиц (51,9 %), признанных беженцами на территории Российской Федерации и состоящих на учете, составляют граждане Афганистана, далее следуют граждане Украины (26,7 %), Грузии (5,1 %), Молдовы (3,4 %) и Узбекистана (3,2 %). Статус беженца в РФ имеют 2 гражданина Сирийской Арабской республики[20].

В Югре же лица, имеющие статус беженца вообще не зарегистрированы. Неизменно снижается и количество лиц, имеющих статус вынужденного переселенца. На 1 января 2019 года в автономном округе пребывало 17 таких вынужденных мигрантов, к 2020 году их осталось только 9[21].

Большое значение имеет адекватное освещение в СМИ миграционных процессов, а также противодействие распространению негативных клише и стереотипов о миграции и мигрантах.

В постоянной информационной работе необходимо использовать корректные экспертные и официальные источники (ниже приведен их список):

2.    Источники данных о миграции в РФ

 

Ссылки на сайты ведомств, структур, научно-исследовательских учреждений, информационных агентств, которые содержат обновляющиеся материалы по миграционной статистике в РФ и проблемах миграции.

https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya – статистические сведения о миграционной ситуации в России по линии МВД РФ: обновляются ежемесячно, с разбивкой по странам происхождения и регионам РФ – ежеквартально.

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# – официальные данные Федеральной службы государственной статистики по миграции: содержат данные в том числе о внутренних миграционных процессах в РФ, миграционном приросте по регионам РФ. В качестве мигрантов ФСГС, в соответствии со своей методикой, учитывает лиц, имеющих регистрацию в регионе пребывания на срок от 9 месяцев до 5 лет.

http://www.demoscope.ru/weekly – Демоскоп – еженедельное сетевое издание Института демографии НИУ «Высшая школа экономики»: публикует аналитические сводки о состоянии миграционных процессов в России и в мире.

https://www.ranepa.ru/social/informatsionno-analiticheskij-byulleten – страница информационно-аналитического бюллетеня «Мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения» Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС: содержит ежеквартальные аналитические сводки о миграционных процессах в РФ.

http://www.e-cis.info/page.php?id=24041 – миграционная ситуация в странах СНГ: ежеквартально обновляемая сводка от Совета руководителей миграционных органов стран-участников СНГ.

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/finpol/migration – сайт Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии.

http://www.cdep.ru/index.php?id=79 – судебная статистика Российской Федерации: материалы Судебного департамента при Верховном Суде 18 Освещение миграционных процессов в Российской Федерации Российской Федерации по осужденным в РФ с разбивкой по составам, социальным и демографическим категориям.

http://crimestat.ru/offenses_map – портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации: представлены показатели преступности в России и в регионах, с разбивкой по составам и категориям правонарушителей.

http://muhojir.info/historyMigrants – истории мигрантов – граждан Республики Таджикистан.

https://refugee.ru/?pubtopic=istorii-migrantov – истории мигрантов, обратившихся за помощью в общественную организацию «Гражданское содействие» (г. Москва).

http://migrant.ru/ – международное движение помощи мигрантам и соотечественникам «Форум соотечественников» (г. Москва).

http://www.ethnoinfo.ru/ – информационное агентство «Этноинфо», реализующее информационные проекты в сфере миграции (г. Екатеринбург).

https://sputniknews.ru/ – группа сайтов международного информационного агентства «Спутник»: новости миграции из государств СНГ и Средней Азии.

http://camplatform.org/ – сайт гражданской платформы «Центральная Азия в движении»: новости сети общественных организаций, помогающих мигрантам в Средней Азии и РФ.

http://migrussia.ru/ – межрегиональный информационный портал «Миграция и мигранты»: новости регулирования миграционных процессов в регионах России.

https://nazaccent.ru/ – «Национальный акцент»: проект Гильдии межэтнической журналистики, освещающий новости в сфере межнациональных отношений в РФ.




[1] http://gopsy.ru/lichnost/ksenofobija-chto-jeto.html


[2] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[3] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[4] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[5] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[6] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[7] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[8] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[9]Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[10] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[11] Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.В. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения. – Центр стратегических разработок, 2018.– с. 12 https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/01/20180126_ Report-Migration-Web.pdf


[12] Данные Дептруда и занятости Югры


[13] Данные Дептруда и занятости Югры


[14] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[15] https://tjk.rus4all.ru/city_msk/20171018/728364871.html


[16] Миграция в России, предварительные итоги 2016 года http://www.demoscope.ru/weekly/2017/0719/barom01.php


[17] Деминцева Е.Б., Мкртчян Н.В., Флоринская Ю.В. Миграционная политика: диагностика, вызовы, предложения.– Центр стратегических разработок, 2018. – С. 8


[18] Данные Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре


[19] Данные Департамента образования и молодежной политики Югры


[20] http://www.e-cis.info/page.php?id=26552


[21] Данные УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре