Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Фонд социального страхования


Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

24 июля 2009 года Президентом РФ был подписан закон «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного социального страхования»

 Одобренный закон вводит страховые взносы на конкретные виды социального страхования и регулирует отношения, возникающие в процессе их уплаты в государственные внебюджетные фонды. Принятие закона обусловлено отменой с 1 января 2010 года единого социального налога.

 В частности, законом регулируются отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и фонды обязательного медицинского страхования при отмене единого социального налога и отмене зачисления доли налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, в государственные внебюджетные фонды.

 Законом устанавливаются плательщики страховых взносов и объекты обложения, тарифы страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также финансовые санкции за их несоблюдение. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 5. Плательщики страховых взносов
 
1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
а) организации;
б) индивидуальные предприниматели;
в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
 В случае отнесения к нескольким категориям плательщиков по-прежнему исчисление и уплата страховых взносов осуществляется по одному из оснований.
Статья 7.      Объект обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
 
 1. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов (организаций, индивидуальных предпринимателей) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг
(за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.  Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
 2. Объектом обложения страховыми взносами для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой).
 3. Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров, лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
 4. Не признаются объектом обложения для плательщиков страховых взносов, (выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией  для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории Российской Федерации,  выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Статья 9. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

 Не подлежат обложению страховыми взносами для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц :
1. государственные пособия;
2. компенсационные выплаты:
- возмещение вреда, причиненного увечьем,
- оплата жилого помещения и коммунальных услуг, и т.д.,
- оплата стоимости довольствия, оплата стоимости питания, оборудования, формы, - увольнение работника (за исключением компенсации),
- расходы на повышение квалификации,
- расходы физического лица по гражданско-правовым договорам,
- трудоустройство при сокращении, ликвидации, реорганизации,
- иные выплаты.
3. единовременная материальная помощь;
4. доходы общин коренных малочисленных народов Севера;
5. суммы страховых платежей по договорам добровольного страхования;
6. взносы на накопительную часть трудовой пенсии, но не более 12 000 руб.;
7. стоимость проезда к месту отпуска и обратно;
8. суммы выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями;
9. стоимость обмундирования и формы;
10. стоимость льгот по проезду отдельным категориям граждан;
11. суммы материальной помощи ( не более 4000 руб.
12. суммы оплаты за обучение;
13. суммы оплаты на приобретение или строительство жилья;
14. суммы денежного довольствия;
15. вознаграждения и выплаты по договорам иностранным гражданам, временно пребывающим на территории РФ.
 
 Порядок взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных штрафов и за счет иного имущества остается прежним (ст.19, ст.20, ст.21).
Наиболее существенные изменения по сравнению с ранее действовавшей системой платежей: 
 - изменения тарифов страховых взносов с 01.01.2011г.: в Пенсионный фонд - 26%, в Фонд соцстраха - 2,9%, в ФОМС - 2,1%, в территориальные фонды медстраха - 3%. Взносы в Пенсионный фонд и ФОМС будут выше, чем действующие ставки платежей;
 В 2010г. страховые тарифы остаются на прежнем уровне в ПФ РФ — 20%, ФСС РФ — 2,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 2,0%.

 - страховые взносы в каждый государственный внебюджетный фонд заменяют действующие в настоящее время единый социальный налог, страховые взносы и отчисления;

 - администрирование (контроль) будут осуществлять сами фонды, а не налоговая инспекция;
т.е. Фонды имеют право требовать предоставление документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты страховых взносов, проводить проверки, определять суммы, подлежащие уплате, требовать устранения нарушений законодательства, взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять иски и т. д.
-отменена регрессивная шкала исчисления обязательного платежа;

- отменяется дифференциация тарифов по отраслям и действующие в настоящее время льготы общественным организациям инвалидов;

- установлен новый предельный размер облагаемой базы за расчетный период в 415 тысяч рублей, при превышении которого страховые взносы не взимаются. Согласно закону предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы.

Отменены обязательные авансовые платежи для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (в части пенсионного обеспечения). Уточнен порядок уплаты страховых взносов за членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
 
 В целях смягчения возрастающей фискальной нагрузки предусмотрен ряд переходных положений. Это сохранение в 2010 году тарифов, действующих в настоящее время по первой ступени шкалы единого социального налога, а в 2011-2014 годах – применение пониженных тарифов страховых взносов для работодателей, имеющих в настоящее время льготы (или применяющих специальные налоговые режимы).

В частности, в 2010г.:
для сельскохозяйственных товаропроизводителей тарифы страховых взносов в ПФ РФ -15,8%,  составят ФСС РФ  — 1,9%,  ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 1,2%.
для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог  на вмененный доход для отдельных видов деятельности, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами тарифы составят в ПФ РФ — 14,0%, ФСС — 0,0%, ФФОМС — 0,0%, ТФОМС — 0,0%.
в дальнейшем тарифы страховых взносов составят
в 2011-2012г.г. ПФ РФ — 16,0%, ФСС РФ — 1,9%, ФФОМС — 1,1%, ТФОМС — 1,2%
в 20013-2014г.г. ПФ РФ — 21,0%, ФСС РФ — 2,4%, ФФОМС — 1,6%, ТФОМС — 2,1%
В 2011 - 2014 годах выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов плательщикам страховых взносов, указанным в части 1 статьи 58 компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Статья 46. Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
2. Непредставление плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение более 180 календарных дней по истечении установленного настоящим Федеральным законом срока представления такого расчета влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей.
Таким образом, данной статьей вносятся изменения в действующее законодательство (ст. 19 Федерального закона № 125-ФЗ), предусматривающего ответственность за несвоевременное предоставление отчетности по страховым взносам в ФСС РФ.

Статья 62. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1.Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением части 5 статьи 8 (индексация предельной величины базы для начисления страховых взносов), части 2 статьи 12 (страховые тарифы в ПФ РФ — 26%, в ФСС РФ — 2,9%, в ФОМС — 2,1%, ТФОМС — 3%), части 10 статьи 15 (Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи"). если иной порядок представления сведений, отнесенных к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. настоящего Федерального закона.
 2.Часть 5 статьи 8, часть 2 статьи 12, часть 10 статьи 15 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.
3.По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.


В соответствии с принятым законом были внесены изменения (Федеральный закон № 213-ФЗ от 24.07.2009г.)в части социального обеспечения  в следующие федеральные законы:

1.ФЗ от 15.05.1991г №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
2.  Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
3. Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
 4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
 5. Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
6.  Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
7. Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"
8. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
9. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"
Изменить наименование указанного закона на редакцию "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ".


Почтовый адрес: 628602 г. Нижневартовск ул. Мусы Джалиля 18 офисы 1010,1011.

Тел: 8(3466) 29-74-56

Факс: 8 (3466) 29-74-13

Email: Priemfil-l@ro86.fss.ru



Номера телефонов «горячей линии» специалистов филиала:

8 (3466) 297-407

начальник отдела администрирования страховых взносов

Степура Ольга Валерьевна.


8(3466) 436-007

заместитель начальника отдела администрирования страховых взносов (ревизор)

Никитина Наталья Владимировна


8(3466) 297-422

главный специалист отдела администрирования страховых взносов

Девицкая Светлана Александровна


Вопрос-ответ

Вопрос:

Физическое лицо, осуществляющее деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без применения труда наемных работников. Должен ли он зарегистрироваться в Фонде социального страхования, чтобы получать пособие по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством? Куда обращаться и какие документы нужны?

Ответ:

Статьей 2.3 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) и статьей 6 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ) установлена обязанность физического лица по регистрации в качестве страхователя только в случае заключения трудового договора с работником, либо гражданско-правового договора, в который включено положение об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физического лица, с которым заключен указанный договор. При этом индивидуальный предприниматель вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд в соответствии с Законом № 255-ФЗ. Причем добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством вправе как лица, использующие наемный труд, так и не имеющие наемных работников.

Отдел администрирования страховых взносов

ГУ РО ФСС РФ по ХМАО-Югре


Памятка работодателю

Административная ответственность работодателей в вопросе профилактики производственного травматизма и профзаболеваний

(или Несчастный случай на производстве: памятка работодателю)

Несчастные случаи всегда происходят неожиданно, на то они и случаи. Закон обязывает работодателя расследовать несчастные случаи в кратчайшие сроки. За нарушение этих сроков установлена жесткая ответственность, тем более если работник получил тяжкие увечья. В таких случаях главное - четко представлять процедуру и последовательность действий.

Для начала вспомним, что несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья. Причем увечья получены:

- при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях;

- как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем.

Причем время нахождения в командировке и время исполнения поручений работодателя в выходные и праздничные дни также считаются рабочим временем (если будет доказано наличие инициативы работодателя).

Последствиями увечья являются появление необходимости перевода застрахованного на другую работу, временная или стойкая утрата им профессиональной трудоспособности либо его смерть. Иными словами, если при исполнении обязанностей работник, упав, получил незначительный ушиб, то это не может считаться несчастным случаем.

Напомним, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если согласно указанному договору установлена обязанность уплаты страховых взносов (п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ). Если же несчастный случай произойдет с работником, за которого не перечислялись страховые взносы (вне зависимости от факта заключения или не заключения договора), то расходы все равно несет работодатель. То есть если между сторонами сложились фактические трудовые отношения, то работодатель обязан выплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, а также проводить расследование по факту несчастного случая и т.д. Если же работодатель игнорирует свою обязанность, то работник вправе обратиться в инспекцию по труду с заявлением о проведении такого расследования. Причем срока давности расследования несчастного случая, произошедшего с работником при исполнении им трудовых обязанностей, законодательством не предусмотрено.

При наличии заявления пострадавшего или его родственников в государственную инспекцию труда о сокрытии работодателем несчастного случая или расследовании его с нарушениями государственный инспектор труда независимо от срока давности проводит дополнительное расследование (п. 25 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73). Также неважно, на каких условиях работает пострадавший (сезонно, временно, по совместительству).

Обязанности работодателя

Обязанность работодателя - организовать безопасные условия труда для сотрудников предприятия. Кстати, если в организации работает более 50 человек, то должна быть сформирована служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ). Сотрудник или сотрудники, назначенные на эту должность, обязаны пройти специальное обучение по охране труда (см. Постановление Минтруда России от 08.02.2000 N 14). Если же несчастный случай произошел, то в первую очередь работодатель обязан организовать помощь пострадавшему, при необходимости - доставить его в медицинскую организацию. Также необходимо:

- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- постараться сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;

- если вышеизложенное невозможно, то следует зафиксировать сложившуюся обстановку.

Следует также незамедлительно проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации. В случае смертельного исхода надо поставить в известность родственников пострадавшего.

Действия работодателя

Если произошел несчастный случай, то руководитель организации в течение суток обязан сообщить о нем в территориальный орган ФСС РФ (ст. 17 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством). Несообщение в фонд в течение суток для работодателя чревато административной ответственностью в виде штрафа:

- для организаций - от 5000 до 10 000 руб.;

- для должностных лиц - от 500 до 1000 руб.;

- для граждан - от 300 до 500 руб. (ст. 15.34 КоАП РФ).

Об ответственности работодателя

Если в процессе расследования будет доказано нарушение руководителем законодательства о труде и об охране труда, то административный штраф составит (ст. 5.27 КоАП РФ):

- для должностных лиц - 1000 - 5000 руб.;

- для ПБОЮЛ - от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

- для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на

срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 143 УК РФ).

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 143 УК РФ).

В любом случае вопрос о том, кто является ответственным за несчастный случай на производстве, решается в каждом конкретном случае особо, по результатам исследования должностных инструкций каждого ответственного лица.

Информация регионального отделения Фонда

по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре

http://r86.fss.ru/index.shtml