Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
О работе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на территории Нижневартовского района
В соответствии с приказом управления образования и молодежной политики администрации района № 264 от 17.07.2017 «О создании центров психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи на территории района», на базе МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 1», МБОУ «Новоаганская ОСШ № 1» созданы центры психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи, которые используют в своей деятельности следующую нормативно – правовую документацию:
1. Закон ХМАО - Югры от 01.07.2013 №68-оз"Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (в редакции от 24.09.2020).
2.Постановление Правительства ХМАО - Югры от 05.09.2013 №359-п
(ред. от 07.07.2017)"О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
3. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 04.05.2016 г. №703 "Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
4. Приказ департамента образования администрации города от 11.09.2017 №496 "О создании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях".
5. Приказ департамента образования администрации города от 03.09.2018 №524 "Об обеспечении функционирования центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации".
В структуру службы сопровождения ППМС входят все субъекты образовательной деятельности – администрация, специалисты службы (по приказу), педагоги, обучающиеся, родители (законные представители).
Служба сопровождения – это команда специалистов: педагогов — психологов, дефектологов, логопедов, учителей, социальных педагогов, медицинского работника, которые не только помогают в решении проблем, но и занимаются их профилактикой.
За период 2019/2020, 2020/2021 учебного года специалистами ППМС центра МБОУ «Излучинская ОСШУИОП № 1» была проведена следующая работа:
1.Психолого-педагогической диагностика для раннего выявления различного рода помощи и проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления:
- эмоциональное отношение к учебным предметам, школе (326 чел.);
- скрининг психического здоровья обучающихся (165 чел.);
- самооценка стрессоустойчивости личности ( 438 чел.);
- определение уровня тревожности (673 чел.);
- особенности межличностного взаимодействия (356 чел.);
- социально-психологического тестирование учащихся в возрасте 13-18 лет на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (301 чел).
- анкетирование по теме «Безопасно ли тебе в школе?» (785 чел).
2.Консультативная работа в индивидуальной и групповой формах с обучающимися, их родителям (законным представителям):
- на снижение поведенческих рисков и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними (18 чел.).
- «Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка» (35 чел.).
- «Особенности перехода школьников в среднюю школу» (29 чел.).
- «Как помочь ребенку при подготовке к экзаменам» (17 чел).
- «Подросток в вашей семье» (38 чел.).
- «Правила, которые помогут жить в мире с подростком» (16 чел.).
- «Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение» (19 чел.).
- «Правовая ответственность несовершеннолетних» (16 чел.)
- «Как защитить детей от вредных привычек» (51 чел).
3. Оказание помощи ребёнку (подростку), оказавшемуся в кризисной ситуации по разрешению, преодолению его проблем (12 чел).
4. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска».
5. Занятия в разнообразных формах индивидуального сопровождения на этапе выбора профиля.
6. Занятия по выбору профессионального самоопределения выпускников (25 чел.).
Основные направления работы специалистов школы:
- Помощь в выборе образовательного маршрута.
- Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
- Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
- Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.
- Сопровождение социально уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем.
- Выявление и сопровождение обучающихся «группы риска».
- Профилактика социально-эмоциональных проблем обучающихся «Здоровье и здоровый образ жизни».
- Обучение по индивидуальным планам (сопровождение обучающихся с проблемами в развитии).
Количество детей, прошедших индивидуальное полное обследование специалистов ТПМПК и получивших рекомендации по выбору или изменению образовательного маршрута является стабильно высоким:
В 2017 – 2018 учебном году было проведено 15 заседаний, на ТПМПК 54 обучающихся.
В 2018 – 2019 учебном году было проведено 15 заседаний, на ТПМПК 74 обучающихся.
В 2019 – 2020 учебном году было проведено 16 заседаний, на ТПМПК 45 обучающихся.
В 2020 – 2021 учебном году было проведено 9 заседаний, на котором количество детей на ТПМПК 36 обучающихся.
После ТПМПК специалистами ППМС центра проводится индивидуальная консультативная работа с родителями по корректировке рабочих учебных программ, в соответствии с меняющейся ситуацией по необходимости помощи обучающимся с особенными проблемами.
В состав Центра на базе МБОУ «Новоаганская ОСШ № 1» входят 6 специалистов:
- педагог-психолог – 1 чел.;
- социальный педагог – 1 чел.;
- учитель-логопед – 1 чел.;
- иные специалисты – 2 человека.
Основные направления работы специалистов школы:
- Помощь в выборе образовательного маршрута.
- Сопровождение на этапе профессионального самоопределения.
- Помощь в преодолении учебных затруднений. Профилактика трудностей в учебе.
- Сопровождение обучающихся с социально-эмоциональными проблемами.
- Сопровождение социально-уязвимых семей, детей с ослабленным здоровьем.
- Выявление и сопровождение обучающихся «группы риска».
- Профилактика социально-эмоциональных проблем обучающихся «Здоровье и здоровый образ жизни».
- Обучение по индивидуальным планам (сопровождение обучающихся с проблемами в развитии).
Специалистами ППМС центра проведена следующая работа:
Проводимая работа |
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
психолого-педагогическое консультирование по запросу родителей (законных представителей) |
Индивидуальные консультации: |
Индивидуальные консультации: |
тематические консультации |
«Компьютер - друг или враг» |
Профилактика употребления наркотических веществ, |
Проведение групповых диагностических обследований |
- психологическая диагностика учащихся 1-ых классов, контроль процесса социально-психологической адаптации первоклассников к школе – 39 человек; |
-психологическая диагностика учащихся 1-х классов, контроль процесса социально-психологической адаптации, первоклассников к школе – 37 человек; |
Дополнительные диагностические обследования учащихся |
- эмоциональное отношение к учебным предметам, школе - 126 чел. |
-самооценка стрессоустойчивости личности - 229 чел. |
Участие специалистов в мероприятиях |
Родительские собрания: |
Родительские собрания: |
Памятки, буклеты |
Жестокое обращение с детьми |
Профилактика употребления наркотических веществ. |
Количество детей, прошедших обследование специалистов ТПМПК и получивших рекомендации по выбору или изменению образовательного маршрута:
В 2019 – 2020 учебном году было проведено 7 заседаний, на ТПМПК 45 обучающихся.
В 2020 – 2021 учебном году было проведено 8 заседаний, на ТПМПК 36 обучающихся.
По результатам ТПМПК специалистами ППМС центра проводится индивидуальная консультативная работа с родителями по корректировке рабочих учебных программ для помощи обучающимся с особенными проблемами.