Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Новые правила

Разъяснительные материалы

по вопросам, связанным с изменением правил оказания

жилищно-коммунальных услуг

 

6 мая 2011 года принято Постановление Правительства РФ от №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила), которое утвердило новые правила оказания коммунальных услуг. Изменения, так или иначе, затрагивают интересы каждого жителя, поскольку речь идет о платежах за коммунальные ресурсы.

 

Данные правила вступили  в силу с 1 сентября 2012года.

 

Что нового было принято и что необходимо знать собственникам по вопросам предоставления им коммунальных услуг:

 

1. Уточнены понятия, используемые в настоящих Правилах:

     

«домовладение» - жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты);

«индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«коллективный (общедомовой) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом;

«коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«комнатный прибор учета электрической энергии» - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления электрической энергии в одном жилом помещении потребителя в коммунальной квартире или в нескольких жилых помещениях, занимаемых потребителем в коммунальной квартире, при условии что такой прибор учета позволяет определить объем (количество) потребления электрической энергии суммарно по нескольким жилым помещениям, занимаемым потребителем;

«нежилое помещение в многоквартирном доме» - помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме;

«норматив потребления коммунальной услуги» - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;

«общий (квартирный) прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в коммунальной квартире;

«потребитель» - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;

«ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);

«степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома» - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

 

2. Осуществление предоставления коммунальных услуг потребителю.

 

Осуществление предоставления коммунальных услуг потребителю возникает на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в настоящих Правилах.

 

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

 

3. Изменен порядок расчета платы за коммунальные услуги.

 

Вне зависимости от выбранного способа управления в плату за коммунальные услуги входят:

 

а) В многоквартирном доме:

плата за коммунальные услуги, которые предоставлены в квартире;

плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды — ОДН (например отопление лестничных клеток, использование воды на уборку подъезда и пр.)

 

б) В собственном доме или коттедже:

платы за коммунальные услуги, предоставленные в доме;

платы за коммунальные услуги, которыми вы пользовались на своем земельном участке (освещение, например) и в надворных постройках (сарай, гараж и т. п.).

 

Плата за коммунальные услуги на общедомовые нужды рассчитывается для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений и выделяется в платежном документе отдельной строкой.

 

Расчет объема общедомовых нужд (ОДН) определяется:

 

а) при наличии общедомового прибора: как разница между показаниями общедомового прибора учета и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме (по показаниям счетчиков и индивидуальных нормативов).

 

б) при отсутствии общедомового прибора учета – по установленным нормативам на общедомовые нужды.

 

 Теперь в квитанциях по квартплате будут значиться две цифры:

 

* за индивидуальное потребление (показание прибора учета в квартире или норматив на потребление в квартире);

 

* за общедомовое потребление (что потребляется всеми жителями дома) – то есть за так называемые общедомовые нужды (ОДН).

 

Даже если вы установили индивидуальный счетчик, показатели общедомового прибора все равно будут учитываться при определении размера платы за ЖКУ. Если же индивидуального счетчика нет, будете платить согласно нормативам потребления, установленным законом.

Если вы живете в индивидуальном частном доме на земле, то платить надо за предоставленные коммунальные услуги в жилом помещении, а также за услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

 

Полномочия по утверждению нормативов потребления услуг ЖКХ переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре такими полномочиями наделена Региональная служба по тарифам.

 

Размер платы за коммунальные услуги.

Размер платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) определяется как произведение тарифа, установленного для ресурсоснабжающей организации, и объема коммунального ресурса. То есть понятия «тариф» за холодную воду, горячую воду, электроэнергию, газ, тепловую энергию, водоотведение и «плата за коммунальную услугу» не равнозначны. Тарифы, применяемые для определения размера платы за коммунальные услуги, устанавливаются для ресурсоснабжающих организаций Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тарифы для расчета платы за коммунальные услуги принимаются с учетом надбавок, устанавливаемых органами местного самоуправления в качестве источника финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Количество коммунального ресурса определяется по показаниям приборов учета (коллективных и индивидуальных), а при их отсутствии исходя из нормативов потребления услуг. Таким образом, размер платы граждан зависит не только от величины установленных тарифов, но и от объема  потребления коммунальных услуг, следовательно, при разном объеме  потребления размер платежей будет отличаться и при неизменном тарифе.

 

4. У потребителя коммунальных услуг появилась новая обязанность,

а именно:

информировать исполнителя – управляющую компанию, ТСЖ или кооператив – об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в квартире. Сделать это необходимо не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений в составе жильцов. Но если в квартире есть приборы учета, то об этом можно не сообщать. 

Если счетчика в квартире нет, то собственнику жилья или постоянно проживающему в квартире нужно написать заявление, в котором указать свою фамилию, имя и отчество, адрес, место жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания их проживания.

Потребитель считается «временным», если он фактически гостит более 5 дней подряд.

В этом случае размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается пропорционально числу дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем. Плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной «временным», прекращается со дня, следующего за днем:

 

а) ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета горячей воды, холодной воды или электрической энергии;

 

б) окончания срока проживания временных потребителей в жилом помещении, но не ранее даты получения такого заявления исполнителем.

 

В новых Правилах отсутствует как таковое понятие «зарегистрированные граждане», а приведены две категории потребителей: постоянно и временно проживающие.

 

5. У потребителя появилась возможность оплачивать коммунальные платежи в рассрочку в случае их роста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Такую возможность исполнитель обязан предоставить, если начисленный размер платы за коммунальную услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25 процентов размер платы за аналогичный расчетный период прошлого года. Рассрочка предоставляется сроком на 1 год. Потребитель вправе по своему выбору либо воспользоваться такой рассрочкой, либо нет. При этом исполнитель вправе обратиться к ресурсоснабжающей организации за предоставлением аналогичной рассрочки.

Рассрочка предоставляется на условиях:

внесения платы за коммунальную услугу равными долями в течение 12 месяцев;

взимания за предоставленную рассрочку процентов, размер которых не может быть выше, чем увеличенный на 3 процента размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предоставления рассрочки.

Допускается предварительная плата за коммунальные платежи в счет будущих расчетных месяцев.

 

6. Если Вы не доверяете вашей управляющей компании или ТСЖ, то от таких посредников можно избавиться, заключив прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями.

 

Потребители в многоквартирном доме, в том числе заключившие договоры управления с управляющими организациями, вправе перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Мы можем платить за газ, воду, теплоснабжение так же, как сейчас платим за электричество: напрямую поставщику услуг и только за себя.

Такую возможность предоставляет постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» и пункт 64 Правил.

Но решение о переходе на этот способ расчетов должно быть принято большинством голосов на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива.

Для этого необходимо сделать следующее:

организовать в доме общее собрание жильцов – собственников квартир;

большинством голосов принять решение о заключении прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями – со всеми или некоторыми из них – по выбору участников собрания;

управляющая компания либо ТСЖ должны выполнить решение общего собрания и оказать содействие в «сведении» с поставщиками коммунальных услуг.

В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Сегодня такая возможность есть только в случае, если в качестве способа управления домом выбрано непосредственное управление. В остальных случаях исполнителем должна быть управляющая компания, ТСЖ, ЖСК.

 

7. Если у потребителя есть задолженность по оплате коммунальных платежей (неполная оплата), то исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных платежей.

 

Что понимается под неполной оплатой?

 

В соответствии с пунктом 118 Правил под неполной оплатой коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 3 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности или при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Другими словами, задолженность считается, исходя из норматива потребления, даже если в квартире есть приборы учета. И получить такую «неполную оплату» очень просто.

Например, если в квартире проживают больше трех человек и потребитель не оплатил платежи за ЖКУ даже за один месяц, то в принципе исполнитель получает право отключить такую квартиру от коммунальных услуг  уже со следующего месяца. Так как по сумме получится, что по коммунальным услугам образуется задолженность в размере трех месячных оплат.

 

Как будут отключать коммунальные услуги?

 

Порядок отключения:

 

1) потребителю-должнику присылают письменное предупреждение (уведомление) с требованием погасить задолженность в течение 30 дней со дня вручения ему уведомления (оно вручается под расписку или направляется по почте заказным письмом),

2) если задолженность так и осталась не погашенной, потребителю- неплательщику для начал ограничивают (если есть такая техническая возможность) оказание не оплаченной коммунальной услуги – о чем ему должны за 3 суток вручить письменное извещение под расписку,

3) если должник в течение еще 30 дней не заплатит сполна, предоставление коммунальной услуги приостанавливается - за 3 суток до этого вручается письменное извещение.

Не имеют право отключать Вас от отопления, а в многоквартирных домах -  от отопления и холодного водоснабжения.

После того как долг будет оплачен или заключено соглашение о порядке погашения задолженности, коммунальную услугу вновь начнут оказывать в течение 2 календарных дней.

 

8. Новые правила несколько усложняют порядок официального оформления  документов и получения права не платить за время временного  отсутствия.

 

Прежний принцип перерасчета за временное отсутствие потребителя сохраняется. Напомним: если Вы уехали в отпуск, на лечение или еще куда-то, словом, отсутствовали более 5 полных календарных дней подряд, и в Вашей квартире до сих пор не установлены индивидуальные приборы учета, Вы имеете право сделать перерасчет размера платы за коммунальную услугу. Но по-прежнему будете оплачивать тепло- и газоснабжение. Причем пересчитают плату только за вашу квартиру. В правилах специально оговорено, что не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Появилось требование подписывать некоторые справки у должностного лица, заверять их печатью и ставить регистрационный номер и дату выдачи. Некоторые документы придется предоставлять в нескольких экземплярах. Законодатель расширил перечень подтверждающих документов, но ужесточились к ним требования. Документы, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном законом порядке и переведены на русский язык. А копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, заверены лицами, выдавшими такие документы, или нотариусом.

По приезде необходимо подтвердить свое отсутствие документами. Если потребитель обратился с заявлением о перерасчете до своего отъезда, а по приезде не представил подтверждающих документов, то исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере и вправе начислить пеню.

Документами, подтверждающими  отсутствие жильцов и являющимися основанием  для перерасчета оплаты услуг ЖКХ являются:

* справка из санатория или больницы о прохождении лечения;

* проездные билеты или их заверенные копии (в случае с электронным билетом на самолет можно предоставить посадочный талон);

* копия командировочного удостоверения или приказа о направлении в командировку (вместе с копиями проездных билетов);

* счет из гостиницы или его заверенная копия;

* справка из дачного (садового) товарищества;

* справка из интерната, детского лагеря и другого учреждения круглосуточного пребывания детей;

* справка от ведомства, осуществляющего временную регистрацию по месту пребывания;

* справка от консульства или диппредставительства РФ в стране пребывания или копия документа с отметками о пересечении границы;

* справка из вневедомственной охраны о том, что квартира не снималась с охраны в течение данного срока;

* другие подтверждающие документы.

 

Также можно заранее попросить управляющую компанию опломбировать краны на время вашего отсутствия. В этом случае никаких подтверждающих документов не требуется.

С 1 сентября 2012 года подать заявление на перерасчет за временное отсутствие можно не только в течение 1 месяца с момента прибытия, но и заранее.

Так в соответствии с пунктом 91 Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя, поданного до начала периода временного отсутствия или не позднее 30 дней после его окончания.

Если потребитель обращается за перерасчетом заранее, то исполнитель пересчитает плату за указанный в заявлении период временного отсутствия, но не более чем за 6 месяцев. Если временное отсутствие затянулось, то нужно будет подавать новое заявление о его продлении, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

 

9. Изменилась форма платежного  документа. 

Плата вносится на основании платежного документа, представленного не позднее 1-го числа месяца следующего за истекшим.

В платежном документе должны быть указаны:

почтовый адрес помещения,

ФИО собственника (нанимателя),

общая площадь жилого помещения,

наименование исполнителя (исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы),

телефон, адрес, указание на оплачиваемый период,

наименование оплачиваемых услуг, значение тарифов, единицы измерения коммунальных ресурсов,

объем коммунального ресурса,

сведения об изменении размера платы за услуги (в связи с проживанием временных жильцов, снижением качества коммунальных услуг),

размере задолженности, о предоставлении льгот, и другая необходимая информация.

Форма платежного документа (см. файл)

 

10. Конкретизирован порядок расчета платы за электроэнергию в коммунальных квартирах и общежитиях.

 

Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.

Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.

Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.

 

11. Определен порядок информирования жителей.

 

На досках объявлений в подъездах многоквартирных домов либо рядом с ними, на прилегающей территории, по новым правилам (пункт 31) теперь должна появиться следующая информация:

* сведения об исполнителе - наименование, место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта в Интернете,

* адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы,

* размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к ним, реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены,

* куда обращаться за установкой счетчиков

* порядок и форма оплаты коммунальных услуг,

* показатели качества коммунальных услуг,

* предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг,

* сведения о максимально допустимой мощности приборов, бытовых машин и оборудования, которые можно использовать у себя в квартире,

* наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), которые уполномочены осуществлять контроль за соблюдением правил оказания коммунальных услуг.

Также все эти сведения должны содержаться в договоре с исполнителем коммунальных услуг (УК, ТСЖ и т. п.)

 

Какие данные Вам еще должен предоставлять Исполнитель коммунальных услуг (ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая компания)?

Исполнитель обязан по Вашему требованию:

проверять, правильно ли начислена плата за коммунальные услуги. По результатам проверки немедленно выдавать документы с правильно начисленными платежами;

давать ознакомиться с показаниями коллективного (общедомового) счетчика – в течение 1 рабочего дня со дня обращения.

предоставлять письменную информацию об объемах потребленных коммунальных ресурсов, включая сведения о том, сколько этих ресурсов пошло на общедомовые нужды, - в течение 3 рабочих дней.

А также:

* принимать жалобы на некачественные услуги, проводить проверку таких фактов – и составлять акт проверки. В случае необходимости также составлять акт, где фиксируется вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя из-за нарушения качества коммунальных услуг (если такое имело место).

* вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения.

Ответ на жалобу должен быть направлен в течение 3 рабочих дней со дня ее получения.

* информировать о дате, когда начнется плановый перерыв в предоставлении коммунальных услуг (например, при плановом летнем отключении горячей воды), не позднее чем за десять рабочих дней.

 

12. Об индивидуальных приборах учета (счетчиках).

 

Исполнитель коммунальных услуг (ТСЖ, жилищный кооператив, управляющая компания) обязаны (ст. 82):

проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители) – не чаще 1 раза в 3 месяца.

Проверка, указанная в пункте 82 Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю  об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;

в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте «б» настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте «б» настоящего пункта;

г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом «б» или «в» настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;

д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учета (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;

е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.

Снятие показаний индивидуальных приборов учета должны осуществляться  жителями в период с 23 по 25 число ежемесячно. Предоставление их в управляющую компанию — не позднее 26 числа.

В случае непредставления данных показаний квартирных счетчиков  до 3 месяцев подряд, расчет производится  по среднемесячному расходу за последний год, свыше 3 месяцев – по нормативу.

 

13. Чего нельзя делать в своей квартире.

 

Использовать бытовые машины (приборы, оборудование), если их мощность превышает максимально допустимые нагрузки (рассчитываются коммунальщиками исходя из технических характеристик инженерных систем дома и обязательно доводятся до сведения жильцов.

Сливать воду из системы отопления.

Самовольно демонтировать отопительные приборы или увеличивать поверхность нагрева (то есть менять отопительную батарею на большую по размеру, если Вам кажется, что в квартире холодно, нельзя.)

Нарушать пломбы на счетчиках и в местах их подключения (крепления), «подправлять» работу счетчиков, самовольно их демонтировать.

Отрегулировать отопление так, что в квартире будет температура ниже 12 градусов по Цельсию.

Подключать свое оборудование к внутридомовым инженерным системам в обход счетчиков.

Вносить свои изменения в инженерные системы многоквартирного дома.

 

14. Правила сохраняют возможность уменьшения оплаты за плохое качество коммунальной услуги.

 

Требования к качеству коммунальных услуг.

 

         Холодная вода. Должна поставляться бесперебойно, круглосуточно в течение  всего года. Допустимо прервать подачу лишь на 8 часов (суммарно) в  течение месяца, 4 часа единовременно, если где - то произошла авария.

         Правила перерасчёта. Если воду не подают дольше, чем разрешают правила, размер платы за месяц, в котором это произошло, снижается на 0,15 процентов за каждый час превышения «разрешенной» паузы.

         Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов не допускается.

Правила перерасчета. Размер платы снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления некачественной услуги ненадлежащего качества.

         Горячая вода. Поставляться должна так же, как холодная. Если авария случилась на тупиковой магистрали, допускается перерыв в подаче воды на время ремонта до 24 часов подряд. Температура горячей воды должна соответствовать нормативам. Допускается отклонение в температуре ночью (с 0 до 5 часов) максимум на 50С, а днём (с 5 утра до полуночи) – на 30С

         Правила перерасчёта. За перерывы в подаче горячей воды оплата снижается так же, как и в случае с холодной – на 0,15 процентов за каждый час превышения. За воду пониженной температуры можно платить на 0,1% меньше за каждые 30С отступления от разрешенных отклонений. Если температура горячей воды ниже 400С, за нее можно платить как за холодную.

 

         Электричество. Подается бесперебойно, круглосуточно, с необходимой частотой электротока и напряжением. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа, если есть резервные источники питания. И 24 часа – если такого источника нет.

         Правила перерасчёта. Размер оплаты снижается на 0,15 процентов за расчётный период, в котором произошло нарушение.

 

Газ. Должен поставляться без перебоев и с установленными нормативами давления. Допустимый перерыв в подаче – суммарно не более 4 часов в течение месяца.

         Правила перерасчёта. За каждый час превышения допустимого перерыва плата снижается на 0,15 процентов.

         Отопление. Продолжительность перерыва – не более 24 часов в месяц (суммарно). Не более 16 часов – при температуре в помещениях более +120С +180С. Не более 4 часов – при температуре +80С+100С.

         Нормативная температура в жилых помещениях – не ниже +180С. В угловых +200С. Допустимое превышение – не более 40С., снижение – до 30С. И только ночью. Снижать температуру днём нельзя.

         Правила перерасчёта. За каждый час отклонения оплата снижается на 0,15 процентов.

 

15. Конкретизирован порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 

При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.

В течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг.

Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.

При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.

Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.

По окончании проверки составляется акт проверки.

Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки между потребителем и исполнителем, иными заинтересованными участниками проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в   настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то потребитель и исполнитель, иные заинтересованные участники проверки определяют в соответствии с настоящим пунктом порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги.

Любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель. Если в результате экспертизы, инициированной потребителем, установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, то потребитель обязан возместить исполнителю расходы на ее проведение. Расходы на проведение экспертизы, инициированной иным участником проверки, несет такой участник.

Датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:

а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 настоящих Правил);

б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с настоящим разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 настоящих Правил);

в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:

а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 настоящих Правил в журнале регистрации таких фактов;

б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;

в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 настоящих Правил;

г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения.

 

16. Порядок оплаты за коммунальные услуги.

 

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает:

для нанимателей с момента заключения договора социального найма, 

для собственников – с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ст.153 ЖК).

Срок внесения платы – до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иное не предусмотрено договором управления; пеня за несвоевременную оплату – одна трехсотая от ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, за каждый день просрочки.

Информация об изменении размера платы, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов.   

   

17. Какую помощь от государства могут получить те, кто не в состоянии оплачивать жилищные и коммунальные услуги?

   

    В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане имеют право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

         Право на субсидии имеют граждане:

         1)      пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

          2)     наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;

 3)     члены жилищных кооперативов;

         4)      собственники жилых помещений.

         3.      Субсидии предоставляются органом местного самоуправления или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

         4.      Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного Кодекса.

         5.      Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии

у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

         6.      При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 № 541 установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов.

В соответствии о статьей 31 закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06.07.2005 №5оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемый для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, который составляет:

1) 40 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего человека;

2) 46 квадратных метров общей площади жилого помещения - на семью из двух человек;

3) 18 квадратных метров общей площади жилого помещения - на одного человека в семье, состоящей из трех и более человек;

4) 6 квадратных метров жилой площади - на одного человека, проживающего в общежитии.

Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированные по муниципальным образованиям автономного округа, устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.

Региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемые для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на территории автономного округа установлены в следующих размерах:

1) 0 процентов - для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц менее 0,5 величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе;

2) 5 процентов - для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц от 0,5 до 1,0 величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе;

3) 10 процентов - для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц от 1,0 до 1,5 величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе;

4) 15 процентов - для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц от 1,5 до 4,0 величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе;

5) 22 процента - для граждан, среднедушевой доход в семьях которых составляет в месяц свыше 4,0 величины прожиточного минимума, установленной в автономном округе.

Для расчета субсидий применяется величина прожиточного минимума, установленная на момент обращения в уполномоченный орган до окончания срока назначения субсидии.