Нижневартовский район
Официальный сайт администрации
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 года (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). 
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Опыт регионов по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

 

Информация о рекомендованных учебных пособиях для  реализации комплексного курса ОРКСЭ


№ п/п

Наименование пособий, рекомендованных для использования в общеобразовательных учреждениях (по Федеральному перечню)

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

1

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. — 4-5 класс. — М.: Дрофа

2

Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. — 4-5 класс. — М.: Просвещение

3

Виноградова Н. Ф., Власенко В. И., Поляков А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. — 4 класс. — М.: Вентана-граф

4

Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России.-4 класс. — М.: Ассоциация XXI

5

Гогиберидзе Г.М. Основы духовно-нравственной культуры народов России. — 4 класс. — М.: Мнемозина

6

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. — 4 класс. — М.: Издательский дом «Федоров»

7

Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. — 4 класс.- М.: Астрель

8

Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России / Под ред. Сахарова А. Н. — 4 класс. — М.: Русское слово

Модуль «Основы светской этики»

1

Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва И. И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. — 4 класс. — М.: Баласс

2

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. — 4-5 класс. — М.: Просвещение

3

Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. — 4 класс. — М.: Русское слово

4

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики — М.: Дрофа

Модуль «Основы православной культуры»

1

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. — 4-5 класс. — М.: Дрофа

2

Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. — 4-5 класс. — М.: Просвещение

Модуль «Основы иудейской культуры»

1

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры — 4-5 класс. — М.: Дрофа

2

Членов М. А., Миндрина Г. А., Глоцер А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры. — 4-5 класс. — М. : Просвещение

Модуль «Основы исламской культуры»

1

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры— 4-5 класс. — М.: Дрофа

2

Латышина Д. И. Основы духовно-нравственной культуры 6народов России. Основы исламской культуры. — 4-5 класс. — М. : Просвещение

Модуль «Основы буддийской культуры»

1

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры— 4-5 класс. — М.: Дрофа

2

Чимитдоржиев В.Л, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры. — 4-5 класс. — М.: Просвещение

О преподавании курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в общеобразовательных учреждениях района в 2015/2016 учебном году

Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ на уровне субъекта являются:

приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 120 от 14.02.2012 «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры № 398 от 17.04.2012 «О создании регионального координационного совета по введению в общеобразовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

приказ управления образования администрации района от 16.02.2012 № 43 «Об утверждении плана мероприятий по введению в муниципальных общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

приказ управления образования администрации района от 26.03.2012 № 99 «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальных общеобразовательных учреждениях района в 2012/2013 учебном году»,

локальные нормативные акты – приказы образовательных учреждений о реализации мероприятий по введению курса ОРКСЭ в школах.

В целях обеспечения внедрения, развития и организации деятельности по введению в общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики», анализа и координации деятельности по введению в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса ОРКСЭ при управлении образования и молодежной политики администрации района создана рабочая группа по введению в общеобразовательных учреждениях района комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.

С целью ознакомления родителей с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией изучения, обеспечения свободного и компетентного выбора модуля изучения проведены следующие мероприятия:

родительские собрания по вопросам введения нового комплексного учебного курса ОРКСЭ с участием представители различных конфессий;

организованы встречи родителей с преподавателями модулей курса для ознакомления с особенностями содержания модуля, формами и методами педагогической работы;

обеспечены условия для ознакомления родителей с содержанием курса ОРКСЭ;

организована индивидуальная консультационная работа с родителями обучающихся, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.

управление образования и молодежной политики администрации района составлен и реализуется план мероприятий по взаимному сотрудничеству в сфере духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи Югры совместно с Нижневартовским благочинием на 2015 год.

Итоги выбора модуля в 2015 году: 17 школ (100%), 25 классов (100%).

Результаты выбора модулей учебного курса родителями (законными представителями), их количество и доля:

«Основы православной культуры» - 250 чел. (68,5%),

«Основы исламской культуры» - 0 (0%),

«Основы буддийской культуры» - 0 (0%),

«Основы иудейской культуры» - 0 (0 %),

«Основы мировых религиозных культур» - 54 (14,8 %),

«Основы светской этики» - 61 (38,92 %).

При организации работы по выбору модуля учитывался воспитательный, культурологический, нравственно-развивающий характер курса ОРКСЭ.


· Выступление М.В. Дулинова, замминистра Министерства образования и науки РФ

· Итоги аппробации комплексного учебного курса "основы религиозных культур и светской этики" в 2009-2011 годах

· Модель организации педагогического сопровождения и повышения квалификации курса ОРКСЭ

· Итоги введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области

· Модель научно-методического сопровождения Новосибирская область

· Об итогах апробации Республика Марий Эл

· О работе методического объединения, совершенствовании учебно-методического курса "Основы религиозных культур и светской этики" и перспективах ОРКСЭ